Сейчас еду в гости к одной пиарщице. В принципе, я никогда не дружу с представителями этой профессии. И никогда не занимаюсь PR-поддержкой, несмотря на огромное количество просьб и звонков с требованиями за денежку привести им на мероприятие VIP-пул. Дело это принципиальное, вор не должен дружить с ментом, хотя они и симбиотики, -- вор ворует, мент догоняет. А если вор дружит с ментом, или мент делает дела с ворами, то он -- ссученый. Я не хочу быть ссученой, и потому четко разделяю область пиара и журналистики. А к этой пиарщице еду в гости, потому что мне очень нравится, как она работает по прессе, уровень профессионализма очень высок (именно по работе с прессой, не по VIP-пулу). И я знаю, что моя с ней дружба ни к чему меня не обязывает. Несколько раз я слегонца обсирала ее мероприятия (за дело), она не обиделась. Когда было очень хорошо, мне искренне хотелось это отметить, и я отмечала.
Когда-то давным давно я сама были пиарщиком. И когда я пришла на ассистентскую ставку в Ъ, я не думала, что могу хорошо писать. Меня заставил стать журналистом Андрей Колесников, почему-то он сразу в меня поверил и спихнул меня в эту профессию. А так я пришла исключительно со шпионскими целями - разобраться, кому заносить, если че.
Когда я была пиарщиком, я таки была хорошим пиарщиком. Я пиарила, выправляла имидж крупнейшей компании. И потом ее хозяин сказал мне: "Скольких мы увольняли, скольких пробовали. Лучше тебя не было никого. Мне даже Кох сказал, что с такими людьми не расстаются".
Принципы, которыми я руководствовалась в своей работе.
ПРИНЦИП 1
Не надо переоценивать дружбу и кофепития с журналистами. И вообще, закорефаниться - не цель пиарщика. Есть четкая выгода. Надо понять, что журналисту выгодно. Стать ему нужной. И пазл сложится сам собой.
Пример. Гениальная Лена К. -- редактор питерского Ъ. Она экономист. В экономике шарит. Ну что мне отрывать ее от семьи и дел постоянными прилашениями на кофе и попытками залезть в душу? Мы все не дети, все все понимают. Лена взяток не берет. Значит, с этой стороны полезна я ей не буду. Но информационно я вполне могу быть полезна. А кроме этого, есть очень важная часть коммуникации, которая называется "услуга за услугу".
Какую услугу мы можем ей оказать? Какие у нас валентности? У нас тесные родственные связи с нюьсмейкерами. И редактор Лена знает, что если ей срочно понадобится ночью выцепить, например, Владимира Якунина, я, не будучи ее пиарщиком, достану ей Якунина из под земли. Редактор Лена для меня - самый важный человек на информационном пространстве. И я готова в любое время доставать ей всех, кого она попросит. Лена тоже далеко не дура, Лена очень умная и адекватная, и она прекрасно понимает, что залезать в офердрофт к пиарщику не выгодно, - когда количество услуг перевалит за грань, я попрошу о чем-нибудь в ответ. Поэтому Лена обращается ко мне не на регулярной основе. Но когда Лена звонит и просит срочно связаться с Якуниным, я звоню своему шефу и говорю ему: "Мой хороший, прости, что отвлекаю, да и время неурочное, но у меня срочняк. Самый важный для нас человек хочет переговорить с Якуниным и у нее тоже - срочняк. Нам это надо. Еще раз прости, но это надо нам". "Я понял, услышал, -- говорит шеф, -- сейчас позвоню В.И.". Через десять минут В.И перезванивает Лене.
А теперь, как вы думаете, если у Лены ограничено место на полосе, и есть две компании с инфоповодом, кого Лена поставит, а кого выкинет? -- Нас поставит, если новости примерно равные. Если же у другой компании новость круче, то Лена точно поставит другую компанию, и нас это не обидит. Это работа. Мы адекватные, и все понимаем.
Принцип номер 2
Как мантру надо повторять себе и прессе ЭТО ВАС НИ К ЧЕМУ НЕ ОБЯЗЫВАЕТ НАМ НИКТО НИЧЕГО НЕ ДОЛЖЕН
Я всегда говорила прессе, что наши новости их ни к чему не обязывают. Приходите на мероприятия, читайте сайт, звоните в любое время, но мы пиявить и спрашивать, почему статья не вышла не будем. Если выйдет, конечно, поблагодарим. Если в статье написаны колкости, то мы спокойно к этому отнесемся. Если все правдиво, так мы сами пидорасы. А если чистое гонево, то пидорасы - вы, мы об этом корректно скажем, но опять-таки, нас это не заденет. Мы же знаем, кто из нас - пидорас. Ну, а если гонево переваливает все нормы, то просто в суд подадим. При этом на мероприятия звать будем по-прежнему, и от дома не откажем.
Принцип 3
Торговля эксклюзивом.
У вас есть свои выгоды, но и у нас есть свои выгоды. Давайте договариваться. Вы хотите эксклюзив? Тогда давайте поговорим по объемам, в принципе по отношениям. Хотите первыми написать, кто купил такой-то терминал? Ну, давайте торговаться. Это работает, когда есть конкурирующие издания. Например, в Питере были Ъ и Ведомости. Ъ со мной сотрудничал очень активно и дружелюбно. То есть, конечно, были и негативные оценки каких-то процессов. Но главное, они всегда писали и негатив, если был, то был искренний, не манипуляционный и не заказной. Они были крайне внимательны к процессам, которые происходили в компании.
Ведомости кооперировались туговато. Вели себя надменно, недружелюбно и в отношения взаимовыгоды не входили. Посему эксклюзивы отдавались Коммерсу, который делал Ведомости на раз.
Принцип 4
Работать над новостями, писать релизы нормальным языком и при этом никого не доебывать требованием публикаций.
Почему вы все время пишете про эту компанию? -- спросил как-то своих сотрудников тогдашний глава Ъ-Питер Макс Поляков. Пиарщик работает, вот и пишем, -- ответил отдел.
Под эту лавочку, когда я перекупилась конкурентами этой компании и стала ебошить бывшего начальника, (ебошила за хамство и за дело), у нас в Ъ встала статья. В принципе, сорванный совет директоров не очень-то информационный повод тогда был. Но на полосе была дырка. А другие пиарщики зевали. Я сумела рассказать об этом с юмором, нарыть вкусных деталек, и статья встала на ура.
За короткое время моей информационной войны уже на стороне конкурентов у нас вышло 15 публикаций в Ъ, 6 публикаций в Ведомостях, 24 публикации в Деловом Петербурге. Из них ни одна публикация не была проплачена.
За все время моей работы и на компанию, и на конкурентов, я не заплатила ни одному журналисту.
С тех пор прошло восемь лет. Многое изменилось. Но по-прежнему неприемлемо давление на журналиста и по-прежнему работает сотрудничество и взаимновыгода на информационной основе. Бывают дырки на полосах, когда вы можете встрять просто дуриком, если постараетесь высосать из своего говно-ивента хоть что-то. Если надо выбирать между двух равноценных мероприятий, выбирается то, где пиарщик поактивнее и порезвеей копает детальки. Хочется заметить, что те мероприятия, где организована парковка, посещаются лучше. Что звонки на мобильный с вопросом: "а вы придете?" от малознакомого пиарщика раздражают, - лучше по смс-ке. А еще лучше - по почте. Что незваные рассылки по смс доводят до белого каления. Это касается Марио, Роял Клуба, Фламанта, Этуали, Shine какого-то. Я не заказывала эти рассылки, и вы, товарищи, конкретно меня заебали.
Что еще раздражает? Дико раздражает девушка Полина с пост-релизами, которые она шлет после того, как вышла статья. Что, горе-пиарщица вы наша, полосы не читаем, не мониторим? Кроме Полины, куча пиарасток, которые тоже шлют мне свою хуйню, когда статья уже три дня назад, как вышла.
И страшно, дико раздражают и пост-релизы, и пре-релизы с большим количеством фотографий, которые мне на хуй не усрались. Не надо слать мне фотографии, если я вас об этом не просила. Ящик Известий я открываю из дома. Процедура это не простая. Какая бы ни была скорость интернета (а у меня очень высокая) хайрезы очень плохо открываются, и тяжелые письма плохо загружаются. А когда таких писем 10 в день (с хайрезиками) - то открывается все совсем плохо, и ящик начинает подтормаживать. Да, лоурезы тоже слать не надо без моей отдельной просьбы. Лучше выложить их на отдельную страницу и дать пароль. Надо будет - посмотрим. Звонить и спрашивать: а вы посмотрели, не надо.
Одной пиарщице несколько раз делала замечания про фотографии. Эта сучка мне по 15 штук непрошенных фоток умудряется цеплять. Причем с разных адресов. Я баню, блокирую - ты их в дверь, они в окно. Не надо, говорю, мне фотографии в таких количествах слать, вы мне действительно мешаете. Мне удалить ваше письмо аж минуту занимает. Ответ меня поразил.
-- А мы всем одинаково посылаем. У нас рассылка общая.
-- Ну, так исключите меня из рассылки вообще тогда, - говорю.
В итоге, я их сервер забанила, потому что их рассылки уже просто в спам превратились. И хоть кол на голове теши, не втыкают.
Вот такие мои мысли, может, кому помогут. А я поехала в гости к очень профессиональному человеку, сотрудничество с которой приносит мне массу полезной информации. Сотрудничать с ней мне элементарно выгодно. Эта девушка четко извлекает из своей работы те детальки, которые мне нужны и вовсю ими торгует. Молодец-девушка. Я пишу о ее событиях не по дружбе, а чисто по выгоде. Она реально помогает мне работать, за что честь ей и хвала.
Когда-то давным давно я сама были пиарщиком. И когда я пришла на ассистентскую ставку в Ъ, я не думала, что могу хорошо писать. Меня заставил стать журналистом Андрей Колесников, почему-то он сразу в меня поверил и спихнул меня в эту профессию. А так я пришла исключительно со шпионскими целями - разобраться, кому заносить, если че.
Когда я была пиарщиком, я таки была хорошим пиарщиком. Я пиарила, выправляла имидж крупнейшей компании. И потом ее хозяин сказал мне: "Скольких мы увольняли, скольких пробовали. Лучше тебя не было никого. Мне даже Кох сказал, что с такими людьми не расстаются".
Принципы, которыми я руководствовалась в своей работе.
ПРИНЦИП 1
Не надо переоценивать дружбу и кофепития с журналистами. И вообще, закорефаниться - не цель пиарщика. Есть четкая выгода. Надо понять, что журналисту выгодно. Стать ему нужной. И пазл сложится сам собой.
Пример. Гениальная Лена К. -- редактор питерского Ъ. Она экономист. В экономике шарит. Ну что мне отрывать ее от семьи и дел постоянными прилашениями на кофе и попытками залезть в душу? Мы все не дети, все все понимают. Лена взяток не берет. Значит, с этой стороны полезна я ей не буду. Но информационно я вполне могу быть полезна. А кроме этого, есть очень важная часть коммуникации, которая называется "услуга за услугу".
Какую услугу мы можем ей оказать? Какие у нас валентности? У нас тесные родственные связи с нюьсмейкерами. И редактор Лена знает, что если ей срочно понадобится ночью выцепить, например, Владимира Якунина, я, не будучи ее пиарщиком, достану ей Якунина из под земли. Редактор Лена для меня - самый важный человек на информационном пространстве. И я готова в любое время доставать ей всех, кого она попросит. Лена тоже далеко не дура, Лена очень умная и адекватная, и она прекрасно понимает, что залезать в офердрофт к пиарщику не выгодно, - когда количество услуг перевалит за грань, я попрошу о чем-нибудь в ответ. Поэтому Лена обращается ко мне не на регулярной основе. Но когда Лена звонит и просит срочно связаться с Якуниным, я звоню своему шефу и говорю ему: "Мой хороший, прости, что отвлекаю, да и время неурочное, но у меня срочняк. Самый важный для нас человек хочет переговорить с Якуниным и у нее тоже - срочняк. Нам это надо. Еще раз прости, но это надо нам". "Я понял, услышал, -- говорит шеф, -- сейчас позвоню В.И.". Через десять минут В.И перезванивает Лене.
А теперь, как вы думаете, если у Лены ограничено место на полосе, и есть две компании с инфоповодом, кого Лена поставит, а кого выкинет? -- Нас поставит, если новости примерно равные. Если же у другой компании новость круче, то Лена точно поставит другую компанию, и нас это не обидит. Это работа. Мы адекватные, и все понимаем.
Принцип номер 2
Как мантру надо повторять себе и прессе ЭТО ВАС НИ К ЧЕМУ НЕ ОБЯЗЫВАЕТ НАМ НИКТО НИЧЕГО НЕ ДОЛЖЕН
Я всегда говорила прессе, что наши новости их ни к чему не обязывают. Приходите на мероприятия, читайте сайт, звоните в любое время, но мы пиявить и спрашивать, почему статья не вышла не будем. Если выйдет, конечно, поблагодарим. Если в статье написаны колкости, то мы спокойно к этому отнесемся. Если все правдиво, так мы сами пидорасы. А если чистое гонево, то пидорасы - вы, мы об этом корректно скажем, но опять-таки, нас это не заденет. Мы же знаем, кто из нас - пидорас. Ну, а если гонево переваливает все нормы, то просто в суд подадим. При этом на мероприятия звать будем по-прежнему, и от дома не откажем.
Принцип 3
Торговля эксклюзивом.
У вас есть свои выгоды, но и у нас есть свои выгоды. Давайте договариваться. Вы хотите эксклюзив? Тогда давайте поговорим по объемам, в принципе по отношениям. Хотите первыми написать, кто купил такой-то терминал? Ну, давайте торговаться. Это работает, когда есть конкурирующие издания. Например, в Питере были Ъ и Ведомости. Ъ со мной сотрудничал очень активно и дружелюбно. То есть, конечно, были и негативные оценки каких-то процессов. Но главное, они всегда писали и негатив, если был, то был искренний, не манипуляционный и не заказной. Они были крайне внимательны к процессам, которые происходили в компании.
Ведомости кооперировались туговато. Вели себя надменно, недружелюбно и в отношения взаимовыгоды не входили. Посему эксклюзивы отдавались Коммерсу, который делал Ведомости на раз.
Принцип 4
Работать над новостями, писать релизы нормальным языком и при этом никого не доебывать требованием публикаций.
Почему вы все время пишете про эту компанию? -- спросил как-то своих сотрудников тогдашний глава Ъ-Питер Макс Поляков. Пиарщик работает, вот и пишем, -- ответил отдел.
Под эту лавочку, когда я перекупилась конкурентами этой компании и стала ебошить бывшего начальника, (ебошила за хамство и за дело), у нас в Ъ встала статья. В принципе, сорванный совет директоров не очень-то информационный повод тогда был. Но на полосе была дырка. А другие пиарщики зевали. Я сумела рассказать об этом с юмором, нарыть вкусных деталек, и статья встала на ура.
За короткое время моей информационной войны уже на стороне конкурентов у нас вышло 15 публикаций в Ъ, 6 публикаций в Ведомостях, 24 публикации в Деловом Петербурге. Из них ни одна публикация не была проплачена.
За все время моей работы и на компанию, и на конкурентов, я не заплатила ни одному журналисту.
С тех пор прошло восемь лет. Многое изменилось. Но по-прежнему неприемлемо давление на журналиста и по-прежнему работает сотрудничество и взаимновыгода на информационной основе. Бывают дырки на полосах, когда вы можете встрять просто дуриком, если постараетесь высосать из своего говно-ивента хоть что-то. Если надо выбирать между двух равноценных мероприятий, выбирается то, где пиарщик поактивнее и порезвеей копает детальки. Хочется заметить, что те мероприятия, где организована парковка, посещаются лучше. Что звонки на мобильный с вопросом: "а вы придете?" от малознакомого пиарщика раздражают, - лучше по смс-ке. А еще лучше - по почте. Что незваные рассылки по смс доводят до белого каления. Это касается Марио, Роял Клуба, Фламанта, Этуали, Shine какого-то. Я не заказывала эти рассылки, и вы, товарищи, конкретно меня заебали.
Что еще раздражает? Дико раздражает девушка Полина с пост-релизами, которые она шлет после того, как вышла статья. Что, горе-пиарщица вы наша, полосы не читаем, не мониторим? Кроме Полины, куча пиарасток, которые тоже шлют мне свою хуйню, когда статья уже три дня назад, как вышла.
И страшно, дико раздражают и пост-релизы, и пре-релизы с большим количеством фотографий, которые мне на хуй не усрались. Не надо слать мне фотографии, если я вас об этом не просила. Ящик Известий я открываю из дома. Процедура это не простая. Какая бы ни была скорость интернета (а у меня очень высокая) хайрезы очень плохо открываются, и тяжелые письма плохо загружаются. А когда таких писем 10 в день (с хайрезиками) - то открывается все совсем плохо, и ящик начинает подтормаживать. Да, лоурезы тоже слать не надо без моей отдельной просьбы. Лучше выложить их на отдельную страницу и дать пароль. Надо будет - посмотрим. Звонить и спрашивать: а вы посмотрели, не надо.
Одной пиарщице несколько раз делала замечания про фотографии. Эта сучка мне по 15 штук непрошенных фоток умудряется цеплять. Причем с разных адресов. Я баню, блокирую - ты их в дверь, они в окно. Не надо, говорю, мне фотографии в таких количествах слать, вы мне действительно мешаете. Мне удалить ваше письмо аж минуту занимает. Ответ меня поразил.
-- А мы всем одинаково посылаем. У нас рассылка общая.
-- Ну, так исключите меня из рассылки вообще тогда, - говорю.
В итоге, я их сервер забанила, потому что их рассылки уже просто в спам превратились. И хоть кол на голове теши, не втыкают.
Вот такие мои мысли, может, кому помогут. А я поехала в гости к очень профессиональному человеку, сотрудничество с которой приносит мне массу полезной информации. Сотрудничать с ней мне элементарно выгодно. Эта девушка четко извлекает из своей работы те детальки, которые мне нужны и вовсю ими торгует. Молодец-девушка. Я пишу о ее событиях не по дружбе, а чисто по выгоде. Она реально помогает мне работать, за что честь ей и хвала.