Вчера ночью показала подруге Испано Сьюизу. Ее тоже "вштырило", - это теперь мое любимое слово-паразит. Любознательная нимфа обратила внимание, что где-то испано сюизу называют французской, а где-то - испанской. Стали мы рыть в интернете и наткнулись на удивительно точный, ясный, интересный, с множеством деталей и великолепно с точки зрения журналистики сделанный рассказ. В гостях у "Эха" - Лев Михайлович Шугуров. Я под кат поставлю его рассказ и ссылку. Обратите внимание, как по-человечески, с какими деталями он рассказывает. Сразу все понятно и видно, как картинка.
"В 20-е годы руководители Партии и Правительства ездили на роскошных заграничных машинах - Ленин, Сталин, Троцкий, Ворошилов разъезжали на машинах "Роллс Ройс" модели 40-50 или "Фантом-1". Ну, у Калинина был автомобиль "Промбронь", то есть РУССОБАЛТ, Луначарского тоже был РУССОБАЛТ, у многих военных были машины "Изотто Фраскини", а вот нарком внутренних дел Менжинский заказал себе "Испано Суиза". С этой "Испано Суиза" был драматический случай".
"Кузова были, ну как бы я сказал, отделаны как дворцовая мебель, очень чисто, точно, с лучшими сортами кожи, дерева, с хрустальными полированными стеклами. То есть это были великолепные машины. И конечно, когда ну допустим, Георг 6-й приезжал с визитом во Францию перед Второй Мировой войной, ему подавали "Испано Суиза", за ним следовали конные гвардейцы в сияющих таких старинных шлемах с палашами".
Вот такую машину нарком внутренних дел себе выбрал. С хрустальными стеклами. А я думала, они картины из Эрмитажа продавали, чтобы народ накормить. А они себе Роллс-Ройсики заказывали. И по каталогу Испана Сюизы выбирали. Они наверное для того революцию и запузырили, чтобы на Роллс-Ройсах ездить.


ВЕСЬ РАССКАЗ
http://www.echo.msk.ru/programs/parking/25340/
А теперь вот я бы остановился на марке, марке исчезнувшей, марке, которая очень близка моему сердцу.Это автомобили "ИспАно СуИза" или "ИспанО СуизА", все зависит от того, на каком языке произносить название фирмы. Фирма, в общем-то изначально была испанской и называлась она, если перевести с испанского "Испано-Швейцарская". Что вообще за такое недоразумение "Испано-Швейцарская"? Хотя кое - кто из нас слышал, что это французская машина, что вообще за чушь такая? А дело в том, что, в общем-то, "Испано Суиза, но если говорить по чести, то скорее всего, ее нужно было назвать маркой Биркит. Потому что в 1904 году швейцарский инженер Биркит, человек весьма талантливый и целеустремленный стал главным конструктором и директором новой автомобильной фирмы. Фирма эта была создана в Испании, но Биркит был швейцарцем, он родился в 1878 году в Женеве, во франко-говорящей части Швейцарии. Закончил в Женеве же Высшую школу Искусств и Ремесел, нечто вроде политехнического института, получил диплом инженера, причем инженера, который специализировался по электротехнике. Ну и надо было жить, зарабатывать, кормить семью, потому что он собирался вот-вот жениться, значит, семью надо было содержать и не впроголодь. И поехал осваивать новые места, он поехал в Испанию, поехал в Барселону и там нанялся инженером в фирму. Странная такая фирма, это называлось так: Генеральная Испанская Компания Электрических автомобилей. Она понемножку, штуками делала грузовики и автобусы с аккумуляторами и с электродвигателями и вот инженер, который в этих вещах разбирался бы, им был нужен. Фирма была жалкая, быстро распалась, и вот нашлись два местных богатея, я бы сказал, они поддержали Биркита, поддержали его просьбу, и Марк Биркит основал швейцарско-испанскую или испанско-швейцарскую фирму "Испано Суиза". Человек он был, я не побоюсь этого слова, талантливейший. И он начал проектировать автомобили для этой фирмы. Но давайте подумаем, в 1904 году Марку Биркиту было всего 26 лет. Много ли мы знаем примеров из современности, когда 26-летний молодой выпускник института получает должность директора фирмы и главного конструктора. Не знаю я таких примеров, а если попадутся, то по пальцам одной руки можно сосчитать. Вот Биркит стал таким. Он интересовался автомобилями это понятно, но вот в чем была закавыка, Испания тогда была монархией и правил ею король Альфонс 13-й. Альфонс 13-й был такой экстремал, он интересовался автомобилями, интересовался автомобильными гонками. И так вот случилось, что когда Биркит сконструировал в 1910 году модель "Б" - 4-х цилиндровую, с мотором в 35 сил, король захотел машину такую купить. Купил, а в 1912 году за рулем этой машины выиграл одну из гонок. И вообще Биркит ему понравился. Автомобили Биркита понравились, и Биркиту понравился король Альфонс 13-й. И модель "Б" с тех пор стала называться "Альфонсо 13-й". Ну и люди были совершенно разные по темпераменту, если Альфонс 13-й был такой жовиальный, быстрый человек с густыми усами, с худым лицом, то Биркит был круглолицый, лысый, с небольшими усиками, но вот машина их породнила. Дела шли у Биркита не то что хорошо, а просто здорово и 1910 году, в предместье Парижа, оно называлось Ле Валуа, он открыл филиал. Но дело то было в том, что в это время, авиация развивалась чудовищно быстро, и Биркиту ударило в голову, а может быть сконструировать авиационный мотор, а может быть, в этой новой сфере можно будет процветать. И он, в общем - то начал работать у себя там, в Барселоне над авиационным мотором, а в Париже филиал работал, и удивительно, но в 1912 году в Петербурге, в России открылся магазин, который торговал автомобилями "Испано Суиза", как раз моделью "Альфонс 13-й". Владел этим магазином француз, по фамилии Валентен. И вот по видимому, это предположение, потому что точно я этого сказать не могу, но могу совершенно четко сказать, что тогда в 1912-1913 году в Петербурге работал небольшой автомобильный завод Ивана Петровича Пузырева, который в небольших количествах делал автомобили. И вот отец Пузырева, как рассказывали старики, потому что их уже нет в живых теперь, они рассказывали, что отец Ивана Петровича был генерал Пузырев, который отвечал за внешнюю военную разведку в Российском Военном министерстве, и якобы Пузырев - старший вошел в контакт с Биркитом и заключил с ним какое-то тайное соглашение. Но вот так рассказывают старики, но я, не имея документов в руках, могу в это не верить. Но поверить надо в другое, что в мае 1913 года в Петербурге открылась 4-я международная автомобильная выставка.И на этой выставке были представлены все ведущие зарубежные фирмы и российские фирмы и РУССОБАЛТ, и Пузырев. И на стенде Пузырева было 3 автомобиля: закрытый, открытый и шасси спортивного автомобиля. Абсолютно новая конструкция верхнеклапанная, не имеющая ничего общего с конструкциями Пузырева. На машине, на шасси спортивном не было ни одной эмблемы, ни завода Пузырева ни любого другого завода. Но вот что удивительно, что когда открылась выставка под Петербургом в мае 1913 же года, состоялись кольцевые международные автомобильные гонки, и в них принял участие человек по имени Марк Биркит на автомобиле "Испано Суиза" модели "Альфонсо 13-й", и с чего бы это? Старики утверждали, что вот то безымянное спортивное шасси, фотографий которого сделано не было и подробного описания не было, это как раз было шасси "Испана Суиза" "Альфонсо13-й", это был как раз показатель вот этих тайных связей отца, сына и Биркита. Никто не может сейчас подтвердить потому что в книгах по истории "Испана Суиза" об этом ни слова, но факт есть факт. Когда началась 1-я Мировая война, то во Франции началось производство авиационных V образных двигателей самолетов конструкций Биркита. Эти моторы были исключительно хорошими, они имели водное охлаждение и были первыми в мире, первыми в мире авиационными и потом автомобильными моторами с алюминиевым картером и головкой цилиндра. Никто до этого, грубо говоря, не додул. Биркит додул. И насколько это удачный мотор был можно судить по тому, что их делали и на заводе "Испано Суиза" во Франции, и на заводе "Испано Суиза" в Испании и даже по лицензии в Америке. Эти моторы применялись на знаменитых в те годы истребителях "СПАД". На них летали и знаменитый американский ас Рикен Бейкер, потом он открыл автомобильную фирму после войны, и знаменитый французский ас Фонк и еще более знаменитый французский ас капитан Динеме, капитан Динеме, он командовал эскадрильей. И вся эскадрилья его несла отличительный знак - на борту фюзеляжа был изображен летящий аист с низко опущенными крыльями. Динеме сбил много вражеских самолетов, но в один прекрасный день исчез. Все говорили, а знаете, капитана Динеме призвало небо, он поднялся так высоко, что ему не надо было уже на грешную землю опускаться. Такая была история с капитаном Динеме. Но война кончилась. Первая мировая война окончилась, казалось бы все, на авиационных моторах можно было поставить крест, ан нет. Биркит увидел в авиамоторах жилу и чтобы уж чтобы уж покончить с авиамоторами, я позволю себе рассказать занятную историю с моей точки зрения, связанную с нашей страной.
М.БУНТМАН - Вот Марк об этом спрашивает, наш слушатель: в одной послевоенной книге написано, что двигатели "Испано Суиза" стали одной из ветвей советских авиадвигателей в 30-х годах.
Л.ШУГУРОВ Да, конечно, вот в чем тут загвоздка. Гениальный Биркит придумал фантастическую вещь всегда на истребителях пулемет, а потом пушка должны были стрелять точно вперед по лету самолета, но, а был пропеллер, вращающийся винт, пули или снаряды могли его раздробить. И вот тогда Биркит придумал невероятную вещь, V образный 8-ми цилиндровый авиамотор, в развале между блоками находится пушка, пушка стреляет вперед через втулку пропеллера, потому что от коленчатого вала на пропеллер вращение передают две шестерни, получилась такая компактная конструкция "пушкомотор". И "Испано Суиза" получила громадный успех, все интересовались моторами, покупали лицензии и приобретали двигатели, и советская военная делегация в 1931 году купила лицензию на этот авиамотор. Купила лицензию и начала у себя делать этот авиамотор, который в нашей стране назывался М-100, мотор-100, подумаешь, чепуха. А потом его модернизировали, и к началу Великой Отечественной войны конструкторское бюро Климова уже разработало другие варианты, но это была эволюция биркитовской конструкции. Моторы уже назывались ВК-105, применялись на очень многих наших боевых самолетах в войну и в общем-то внесли свой вклад в победу. Скажут, а что же это наша страна лицензию купила? А дело в том, что в начале 30-х годов в СССР с авиамоторами было худо и хороших конструкция не было, мощных, хороших конструкций. И вот тогда купили лицензию у американской фирмы на авиамоторы "Райд Циклон" и купили у французской фирмы "Гном рон", у "Испано Суиза" и даже скопировали английский авиационный мотор "Неппир", это к слову. Ну, бог с ними, с авиамоторами, это совсем другая епархия, а что же делал Биркит после Перовой Мировой войны? Он выпустил на рынок модель, которая называлась "Н-6", конечно модель автомобиля. Мотор был цельноалюминиевый - и картер и головка, причем сделан был с авиационными стандартами, чистейшим образом. Мотор был не только первым автомобильным в мире мотором с алюминиевым картером, он был одним из первых, у которого распределительный вал помещался в головке цилиндра и он был одним из первых, у которых толкатели клапанов были стаканчиками, как сейчас принято почти на всех автомобильных моторах с двумя верхними распредвалами. Конечно, Биркит старался выпускать автомобили ультра-роскошные, его автомобили модели "Н-6" предназначались для аристокаратов, богачей, президентов компаний, дипломатов, это были выдающиеся машины. И одна из таких машин была куплена в Советский Союз. Дело в том, что в 20-е годы руководители Партии и Правительства ездили на роскошных заграничных машинах - Ленин, Сталин, Троцкий, Ворошилов, разъезжали на машинах "Роллс Ройс" модели 40-50 или "Фантом-1". Ну, у Калинина был автомобиль "Промбронь", то есть РУССОБАЛТ, Луначарского тоже был РУССОБАЛТ, у многих военных были машины "Изотто Фраскини", а вот нарком внутренних дел Менжинский заказал себе "Испано Суиза". С этой "Испано Суиза" был драматический случай. Один старичок, который работал механиком в одном из гаражей ГПУ а позже НКВД рассказывал, что однажды Луначарский ехал по Ленинградскому шоссе в дождь, машину занесло, она улетела в кювет, погнуло отлитый из алюминия задний мост и разбило одно колесо с проволочными спицами и центральной гайкой "Рудж Витворт". В ремонтные мастерские ГПУ эту машину отбуксировали, к ремонтным мастерским ГПУ подвезли двух военных с примкнутыми штыками и голубыми петлицами и одного комвзвода, им привезли бочок с горячей едой, им принесли парашу, и было сказано к утру, чтоб автомобиль был готов. И вот паяльными лампами, молоточками выправили погнутый алюминиевый задний мост, но справиться с этим колесом типа "Рудж Ворт" было невозможно. И от мой знакомый Сергей Федорович, который мне всю эту историю рассказал, обратился к комвзвода, который стоял за воротами - нам нужен специалист из бывшей автомобильной фабрики Ильина. Это было в 2 часа ночи. Через час специалиста привезли. К утру он привел в порядок колесо, остальные механики привели в порядок кузов и Менжинскому утром, в 9 утра подали снова "Испано Суиза". "Испано Суиза" была выдающимся автомобилем, именно этой модели "Н-6", ее делали тоже и в Испании и во Франции. Вот в 1928-м году, когда уже ситуация была кризисная и в Америке и в Европе, американская фирма "Штуц" или как ее еще называют "Статц" бросила фирме "Испано Суиза" перчатку. Лайковую перчатку с вызовом, приезжайте на автодром Индианополис и в течение 24-х часов мы узнаем, что за лучший автомобиль в мире, "Штуц" или "Испано Суиза". "Испано Суиза" приняла вызов, гонщик французский Блох приехал в Америку, вместе с ним приехал спортивный руководитель "Испано Суиза", это был господин Вейман, а от фирмы "Штуц" господин Маскович являлся секундантом в этой дуэли. На 7-м часу на машине "Штуц" из картера вылез шатун, полный погром двигателя, "Испано Суиза" с триумфом вернулась назад во Францию. Дело в том, что "Испано Суиза" были машины ручной сборки, их делали там сотню или две в год. А "Штуцов" делали по нескольку тысяч в год. Так вот серийное производство и ручное, это некая разница. И так "Испано Суиза" набрала очки в общественном мнении. Фирма выпускала множество моделей, и я должен сказать, забегая вперед, что гениальный Биркит сконструировал 34 модели автомобиля, легковых модели. Причем, кроме вот этой большой модели, а в начале 30-х его завод стал выпускать машины поменьше, машина "Н-6" имела рабочий объем сначала 6,5 литров, потом 7,5, мощность сначала 120, потом 145 лошадиных сил. И вот Биркит создал машину поменьше, с рабочим объемом 5 литров, тоже 6-ти цилиндровая, она называлась "К-6", мощность у нее была 120 лошадиных сил. И у нее тоже было много, очень много достойных и богатых заказчиков и одну такую машину заказал себе в 30-е годы тогда еще полковник Шарль де Голль. Машину выпускали, модернизировали и делали во Франции в городе Боа Колумб, вернее, не в городе, я соврал, в пригороде Парижа, делали до 1938 года. Потом пришли немцы, завод стал делать военную продукцию для оккупантов, а в Испании производство легковых машин продолжалось. Продолжалось до 1944 года. Но представительские машины, зачем нужны были в Испании? Сам Франко ездил на нескольких разных "Мерседес Бенц 770", подаренных Гитлером, и вряд ли "Испано Суиза" местного производства ему была нужна. В 1944 году производство автомобилей в Испании прекратилось. Ну а что Биркит? А Биркит уехал в Швейцарию. Биркит купил себе виллу на берегу Женевского озера, детей у нег не было и вот он скромно жил с женой там. Чем он увлекался, он вообще человек был замкнутый, он человек был, сегодня его бы назвали трудоголиком. Он не просто конструировал автомобиль, не просто чертил на ватмане, он вынашивал новые идеи, он придумывал новые технологии, как отливать вот такие-то алюминиевые блоки цилиндров, как изготовлять усилитель тормозов, действующий на механическом принципе, и масса других вещей. И пока не начался выпуск модели, Биркит не расставался с этой конструкцией, то есть он как паучок ползал везде, топорща свои коротенькие усики, и доводил до совершенства как швейцарский часовщик сове изделие. Были у него хобби? Хобби у него были - охота, рыбная ловля и катание на весельной ложке по Женевскому озеру. Ну что же, умер он 75 лет от роду, умер в 1953 году. Но в 1949 году он вернулся к идее роскошного автомобиля. И как всегда дотошно спроектировал новую машину с рядной восьмеркой, с передними ведущими колесами, но здоровье его было не то, что раньше, ну и самое главное, в послевоенные годы, он просчитался, конечно, покупателей на дорогие автомобили было маловато. И эту машину сделали в единственном экземпляре, это то, что было сделано при жизни Биркита. А потом, где-то в 60-е годы, в Москве, была Французская национальная выставка.И там я с удивлением увидел судовой дизель "Испано Суиза", это уже акционерная компания "Испано Суиза" делала во Франции судовые дизели и вот, конечно, утащил проспектик со стенда и держу его бережно дома в папочке под названием "Испано Суиза". А завод в Барселоне? По Барселоне я бродил, искал и расспрашивал, где мне найти этот завод? На меня смотрели как на лунатика. Ну, испанского я не знал, пытался я как-то изъясняться по-английски, испанцы в очень малом количестве знают английский, но не нашел я этот завод. Но я узнал, что его помещения и оборудование в 1951 году были проданы акционерной компании, которая приняла торговое название "Пегасо". И эмблемой был, конечно, конь Пегас. Фирма хотела делать спортивные автомобили, а всем закоперщиком был такой итальянец Вильфредо Рикард. Человек, который сочетал в себе краснобая, фантазера и проходимца. И в конце 30-х годов он подвизался на фирме "Альфа Ромео", с бессмысленными фантастическими проектами. С ним поссорился тогда Энцо Феррари, который возглавлял спортивный отдел "Альфа Ромео" и покинул фирму. А Вильфредо Рикард купил останки "Испано Суиза", открыл фирму, фирма до 1956 года понемножку делала спортивные автомобили, экстравагантные внешне, неудачные по конструкции, и вроде фирма умерла. Но не умерла, нашлись покупатели, реорганизовали фирму и стали на ней делать тяжелые магистральные грузовики "Пегасо". Но, тем не менее, это уже была не фирма "Испано Суиза", но тем не менее вот такая странная история. Я не стану перечислять все легковые модели "Испано Суиза", их было очень много, они все были очень интересны, но было бы интересно, когда бы у нас перед глазами лежал бы альбом, мы могли бы по Интернету показывать, рассказывать. Но этого, увы, нет и я, для которого "Испано Суиза" одна из немногих любимых, я с грустью произношу это имя и думаю, что может быть, мой рассказ тоже вызвал симпатии к этой марке, к этим машинам у ряда слушателей. А почему у меня такие симпатии? У нас в семье не было никакого Менжинского среди родни, вообще в России был тот единственный автомобиль "Испано Суиза", но когда мне было 6 лет, моя мама свезла меня в гости к своей гимназической подруге. И вот ее отец, бывший аптекарь, мне, 7-ми летнему мальчишке, который уже интересовался автомобилями, достал большой глянцевый проспект года 1932-го. Там были "Испано Суиза" с разными кузовами, потому что сама фирма не делала кузовов, она делал только шасси, а покупатель уже обращался к кузовной фирме, которая по заказу делала им пошив кузова. Это были знаменитые кузовные фирмы "Соу Чейк", "Кельнер", "Фернандес", "Кастанья", и вот там были все эти автомобили. Увы, когда началась война, мы уехали в эвакуацию, этот проспект, которым я любовался, и который сосед мне переводил с французского, остался. И его видимо сожгли, когда было худо с дровами. Такова судьба великих марок.
М.БУНТМАН Лев Михайлович, "Испано Суиза", вот немножко о том, что она собой, представляла, когда заказывали эти знаменитые кузова, ставили на "Испано Суиза", вот кто были основные заказчики? Ну, помимо Менжинского и полковника де Голля, вот кто и какие были пристрастия, потому что они ведь были в "Испано Суиза", пристрастия к определенному стилю, ну скажем так, эксплуатации "Испано Суиза"
Л.ШУГУРОВ Дипломаты. Ну, я бы сказал, что сам автомобиль, вот для меня, я конечно не справедлив и предвзят, но любой автомобиль "Испано Суиза" мне вот кажется, что он повторяет в себе дух Парфенона древнегреческого. Какой бы кузов на него не ставили, но вот соотношение размеров шасси, капота, высоты радиатора, они невольно действовали на кузовщика, они невольно действовали на заказчика. Потому что, ну, конечно, Альфонс 13-й, у него было много автомобилей "Испано Суиза". Президенты многих стран, причем, удивительно, конечно, латиноамериканских, заказывали "Испано Суиза". После 1929 года президенты Франции разъезжали на "Испано Суиза" и только вот когда уже Франция была оккупирована немцами, то Этен, который возглавлял тогда Францию, изменник Этен, он отдал предпочтение автомобилю "Рено" большому, отказался от "Испано Суиза". Так что очень многие богатые и достойные люди, причем кузова были, ну как бы я сказал, отделаны как дворцовая мебель, очень чисто, точно, с лучшими сортами кожи, дерева, с хрустальными полированными стеклами. То есть это были великолепные машины. И конечно, когда ну допустим, Георг 6-й приезжал с визитом во Францию перед Второй Мировой войной, ему подавали "Испано Суиза", за ним следовали конные гвардейцы в сияющих таких старинных шлемах с палашами, то есть, конечно "Испано Суиза" была элементом этого достойного зрелища. Вот такие были машины.
М.БУНТМАН Да, Автомобили удивительные, кто - нибудь хочет и посмотреть и даже себе сделать модель.
Л.ШУГУРОВ Ну посмотреть негде, потому что у нас в стране ничего не осталось.
М.БУНТМАН Настоящие негде посмотреть? А где они вообще, в музеях?
Л.ШУГУРОВ - Есть громадный музей на востоке Франции, Французский Национальный Автомобильный музей, где более 500 моделей, причем очень дорогих, это бывшая коллекция братьев Шлюм. Там несколько "Испано Суиза" есть, бесспорно. Музей в Турине, там есть "Испано Суиза" модели "К-6", ну и во многих других музеях, это невозможно перечислить, в одной Франции их 56 музеев, наверное в половине "Испано Суиза" как обязательное блюдо есть, в Англии 65 музеев. Есть, есть, так что, поездив по Европе, сейчас это не проблема, можно потратить день, посетить один другой музей и там поглядеть на эти выдающиеся автомобили.
"В 20-е годы руководители Партии и Правительства ездили на роскошных заграничных машинах - Ленин, Сталин, Троцкий, Ворошилов разъезжали на машинах "Роллс Ройс" модели 40-50 или "Фантом-1". Ну, у Калинина был автомобиль "Промбронь", то есть РУССОБАЛТ, Луначарского тоже был РУССОБАЛТ, у многих военных были машины "Изотто Фраскини", а вот нарком внутренних дел Менжинский заказал себе "Испано Суиза". С этой "Испано Суиза" был драматический случай".
"Кузова были, ну как бы я сказал, отделаны как дворцовая мебель, очень чисто, точно, с лучшими сортами кожи, дерева, с хрустальными полированными стеклами. То есть это были великолепные машины. И конечно, когда ну допустим, Георг 6-й приезжал с визитом во Францию перед Второй Мировой войной, ему подавали "Испано Суиза", за ним следовали конные гвардейцы в сияющих таких старинных шлемах с палашами".
Вот такую машину нарком внутренних дел себе выбрал. С хрустальными стеклами. А я думала, они картины из Эрмитажа продавали, чтобы народ накормить. А они себе Роллс-Ройсики заказывали. И по каталогу Испана Сюизы выбирали. Они наверное для того революцию и запузырили, чтобы на Роллс-Ройсах ездить.
ВЕСЬ РАССКАЗ
http://www.echo.msk.ru/programs/parking/25340/
А теперь вот я бы остановился на марке, марке исчезнувшей, марке, которая очень близка моему сердцу.Это автомобили "ИспАно СуИза" или "ИспанО СуизА", все зависит от того, на каком языке произносить название фирмы. Фирма, в общем-то изначально была испанской и называлась она, если перевести с испанского "Испано-Швейцарская". Что вообще за такое недоразумение "Испано-Швейцарская"? Хотя кое - кто из нас слышал, что это французская машина, что вообще за чушь такая? А дело в том, что, в общем-то, "Испано Суиза, но если говорить по чести, то скорее всего, ее нужно было назвать маркой Биркит. Потому что в 1904 году швейцарский инженер Биркит, человек весьма талантливый и целеустремленный стал главным конструктором и директором новой автомобильной фирмы. Фирма эта была создана в Испании, но Биркит был швейцарцем, он родился в 1878 году в Женеве, во франко-говорящей части Швейцарии. Закончил в Женеве же Высшую школу Искусств и Ремесел, нечто вроде политехнического института, получил диплом инженера, причем инженера, который специализировался по электротехнике. Ну и надо было жить, зарабатывать, кормить семью, потому что он собирался вот-вот жениться, значит, семью надо было содержать и не впроголодь. И поехал осваивать новые места, он поехал в Испанию, поехал в Барселону и там нанялся инженером в фирму. Странная такая фирма, это называлось так: Генеральная Испанская Компания Электрических автомобилей. Она понемножку, штуками делала грузовики и автобусы с аккумуляторами и с электродвигателями и вот инженер, который в этих вещах разбирался бы, им был нужен. Фирма была жалкая, быстро распалась, и вот нашлись два местных богатея, я бы сказал, они поддержали Биркита, поддержали его просьбу, и Марк Биркит основал швейцарско-испанскую или испанско-швейцарскую фирму "Испано Суиза". Человек он был, я не побоюсь этого слова, талантливейший. И он начал проектировать автомобили для этой фирмы. Но давайте подумаем, в 1904 году Марку Биркиту было всего 26 лет. Много ли мы знаем примеров из современности, когда 26-летний молодой выпускник института получает должность директора фирмы и главного конструктора. Не знаю я таких примеров, а если попадутся, то по пальцам одной руки можно сосчитать. Вот Биркит стал таким. Он интересовался автомобилями это понятно, но вот в чем была закавыка, Испания тогда была монархией и правил ею король Альфонс 13-й. Альфонс 13-й был такой экстремал, он интересовался автомобилями, интересовался автомобильными гонками. И так вот случилось, что когда Биркит сконструировал в 1910 году модель "Б" - 4-х цилиндровую, с мотором в 35 сил, король захотел машину такую купить. Купил, а в 1912 году за рулем этой машины выиграл одну из гонок. И вообще Биркит ему понравился. Автомобили Биркита понравились, и Биркиту понравился король Альфонс 13-й. И модель "Б" с тех пор стала называться "Альфонсо 13-й". Ну и люди были совершенно разные по темпераменту, если Альфонс 13-й был такой жовиальный, быстрый человек с густыми усами, с худым лицом, то Биркит был круглолицый, лысый, с небольшими усиками, но вот машина их породнила. Дела шли у Биркита не то что хорошо, а просто здорово и 1910 году, в предместье Парижа, оно называлось Ле Валуа, он открыл филиал. Но дело то было в том, что в это время, авиация развивалась чудовищно быстро, и Биркиту ударило в голову, а может быть сконструировать авиационный мотор, а может быть, в этой новой сфере можно будет процветать. И он, в общем - то начал работать у себя там, в Барселоне над авиационным мотором, а в Париже филиал работал, и удивительно, но в 1912 году в Петербурге, в России открылся магазин, который торговал автомобилями "Испано Суиза", как раз моделью "Альфонс 13-й". Владел этим магазином француз, по фамилии Валентен. И вот по видимому, это предположение, потому что точно я этого сказать не могу, но могу совершенно четко сказать, что тогда в 1912-1913 году в Петербурге работал небольшой автомобильный завод Ивана Петровича Пузырева, который в небольших количествах делал автомобили. И вот отец Пузырева, как рассказывали старики, потому что их уже нет в живых теперь, они рассказывали, что отец Ивана Петровича был генерал Пузырев, который отвечал за внешнюю военную разведку в Российском Военном министерстве, и якобы Пузырев - старший вошел в контакт с Биркитом и заключил с ним какое-то тайное соглашение. Но вот так рассказывают старики, но я, не имея документов в руках, могу в это не верить. Но поверить надо в другое, что в мае 1913 года в Петербурге открылась 4-я международная автомобильная выставка.И на этой выставке были представлены все ведущие зарубежные фирмы и российские фирмы и РУССОБАЛТ, и Пузырев. И на стенде Пузырева было 3 автомобиля: закрытый, открытый и шасси спортивного автомобиля. Абсолютно новая конструкция верхнеклапанная, не имеющая ничего общего с конструкциями Пузырева. На машине, на шасси спортивном не было ни одной эмблемы, ни завода Пузырева ни любого другого завода. Но вот что удивительно, что когда открылась выставка под Петербургом в мае 1913 же года, состоялись кольцевые международные автомобильные гонки, и в них принял участие человек по имени Марк Биркит на автомобиле "Испано Суиза" модели "Альфонсо 13-й", и с чего бы это? Старики утверждали, что вот то безымянное спортивное шасси, фотографий которого сделано не было и подробного описания не было, это как раз было шасси "Испана Суиза" "Альфонсо13-й", это был как раз показатель вот этих тайных связей отца, сына и Биркита. Никто не может сейчас подтвердить потому что в книгах по истории "Испана Суиза" об этом ни слова, но факт есть факт. Когда началась 1-я Мировая война, то во Франции началось производство авиационных V образных двигателей самолетов конструкций Биркита. Эти моторы были исключительно хорошими, они имели водное охлаждение и были первыми в мире, первыми в мире авиационными и потом автомобильными моторами с алюминиевым картером и головкой цилиндра. Никто до этого, грубо говоря, не додул. Биркит додул. И насколько это удачный мотор был можно судить по тому, что их делали и на заводе "Испано Суиза" во Франции, и на заводе "Испано Суиза" в Испании и даже по лицензии в Америке. Эти моторы применялись на знаменитых в те годы истребителях "СПАД". На них летали и знаменитый американский ас Рикен Бейкер, потом он открыл автомобильную фирму после войны, и знаменитый французский ас Фонк и еще более знаменитый французский ас капитан Динеме, капитан Динеме, он командовал эскадрильей. И вся эскадрилья его несла отличительный знак - на борту фюзеляжа был изображен летящий аист с низко опущенными крыльями. Динеме сбил много вражеских самолетов, но в один прекрасный день исчез. Все говорили, а знаете, капитана Динеме призвало небо, он поднялся так высоко, что ему не надо было уже на грешную землю опускаться. Такая была история с капитаном Динеме. Но война кончилась. Первая мировая война окончилась, казалось бы все, на авиационных моторах можно было поставить крест, ан нет. Биркит увидел в авиамоторах жилу и чтобы уж чтобы уж покончить с авиамоторами, я позволю себе рассказать занятную историю с моей точки зрения, связанную с нашей страной.
М.БУНТМАН - Вот Марк об этом спрашивает, наш слушатель: в одной послевоенной книге написано, что двигатели "Испано Суиза" стали одной из ветвей советских авиадвигателей в 30-х годах.
Л.ШУГУРОВ Да, конечно, вот в чем тут загвоздка. Гениальный Биркит придумал фантастическую вещь всегда на истребителях пулемет, а потом пушка должны были стрелять точно вперед по лету самолета, но, а был пропеллер, вращающийся винт, пули или снаряды могли его раздробить. И вот тогда Биркит придумал невероятную вещь, V образный 8-ми цилиндровый авиамотор, в развале между блоками находится пушка, пушка стреляет вперед через втулку пропеллера, потому что от коленчатого вала на пропеллер вращение передают две шестерни, получилась такая компактная конструкция "пушкомотор". И "Испано Суиза" получила громадный успех, все интересовались моторами, покупали лицензии и приобретали двигатели, и советская военная делегация в 1931 году купила лицензию на этот авиамотор. Купила лицензию и начала у себя делать этот авиамотор, который в нашей стране назывался М-100, мотор-100, подумаешь, чепуха. А потом его модернизировали, и к началу Великой Отечественной войны конструкторское бюро Климова уже разработало другие варианты, но это была эволюция биркитовской конструкции. Моторы уже назывались ВК-105, применялись на очень многих наших боевых самолетах в войну и в общем-то внесли свой вклад в победу. Скажут, а что же это наша страна лицензию купила? А дело в том, что в начале 30-х годов в СССР с авиамоторами было худо и хороших конструкция не было, мощных, хороших конструкций. И вот тогда купили лицензию у американской фирмы на авиамоторы "Райд Циклон" и купили у французской фирмы "Гном рон", у "Испано Суиза" и даже скопировали английский авиационный мотор "Неппир", это к слову. Ну, бог с ними, с авиамоторами, это совсем другая епархия, а что же делал Биркит после Перовой Мировой войны? Он выпустил на рынок модель, которая называлась "Н-6", конечно модель автомобиля. Мотор был цельноалюминиевый - и картер и головка, причем сделан был с авиационными стандартами, чистейшим образом. Мотор был не только первым автомобильным в мире мотором с алюминиевым картером, он был одним из первых, у которого распределительный вал помещался в головке цилиндра и он был одним из первых, у которых толкатели клапанов были стаканчиками, как сейчас принято почти на всех автомобильных моторах с двумя верхними распредвалами. Конечно, Биркит старался выпускать автомобили ультра-роскошные, его автомобили модели "Н-6" предназначались для аристокаратов, богачей, президентов компаний, дипломатов, это были выдающиеся машины. И одна из таких машин была куплена в Советский Союз. Дело в том, что в 20-е годы руководители Партии и Правительства ездили на роскошных заграничных машинах - Ленин, Сталин, Троцкий, Ворошилов, разъезжали на машинах "Роллс Ройс" модели 40-50 или "Фантом-1". Ну, у Калинина был автомобиль "Промбронь", то есть РУССОБАЛТ, Луначарского тоже был РУССОБАЛТ, у многих военных были машины "Изотто Фраскини", а вот нарком внутренних дел Менжинский заказал себе "Испано Суиза". С этой "Испано Суиза" был драматический случай. Один старичок, который работал механиком в одном из гаражей ГПУ а позже НКВД рассказывал, что однажды Луначарский ехал по Ленинградскому шоссе в дождь, машину занесло, она улетела в кювет, погнуло отлитый из алюминия задний мост и разбило одно колесо с проволочными спицами и центральной гайкой "Рудж Витворт". В ремонтные мастерские ГПУ эту машину отбуксировали, к ремонтным мастерским ГПУ подвезли двух военных с примкнутыми штыками и голубыми петлицами и одного комвзвода, им привезли бочок с горячей едой, им принесли парашу, и было сказано к утру, чтоб автомобиль был готов. И вот паяльными лампами, молоточками выправили погнутый алюминиевый задний мост, но справиться с этим колесом типа "Рудж Ворт" было невозможно. И от мой знакомый Сергей Федорович, который мне всю эту историю рассказал, обратился к комвзвода, который стоял за воротами - нам нужен специалист из бывшей автомобильной фабрики Ильина. Это было в 2 часа ночи. Через час специалиста привезли. К утру он привел в порядок колесо, остальные механики привели в порядок кузов и Менжинскому утром, в 9 утра подали снова "Испано Суиза". "Испано Суиза" была выдающимся автомобилем, именно этой модели "Н-6", ее делали тоже и в Испании и во Франции. Вот в 1928-м году, когда уже ситуация была кризисная и в Америке и в Европе, американская фирма "Штуц" или как ее еще называют "Статц" бросила фирме "Испано Суиза" перчатку. Лайковую перчатку с вызовом, приезжайте на автодром Индианополис и в течение 24-х часов мы узнаем, что за лучший автомобиль в мире, "Штуц" или "Испано Суиза". "Испано Суиза" приняла вызов, гонщик французский Блох приехал в Америку, вместе с ним приехал спортивный руководитель "Испано Суиза", это был господин Вейман, а от фирмы "Штуц" господин Маскович являлся секундантом в этой дуэли. На 7-м часу на машине "Штуц" из картера вылез шатун, полный погром двигателя, "Испано Суиза" с триумфом вернулась назад во Францию. Дело в том, что "Испано Суиза" были машины ручной сборки, их делали там сотню или две в год. А "Штуцов" делали по нескольку тысяч в год. Так вот серийное производство и ручное, это некая разница. И так "Испано Суиза" набрала очки в общественном мнении. Фирма выпускала множество моделей, и я должен сказать, забегая вперед, что гениальный Биркит сконструировал 34 модели автомобиля, легковых модели. Причем, кроме вот этой большой модели, а в начале 30-х его завод стал выпускать машины поменьше, машина "Н-6" имела рабочий объем сначала 6,5 литров, потом 7,5, мощность сначала 120, потом 145 лошадиных сил. И вот Биркит создал машину поменьше, с рабочим объемом 5 литров, тоже 6-ти цилиндровая, она называлась "К-6", мощность у нее была 120 лошадиных сил. И у нее тоже было много, очень много достойных и богатых заказчиков и одну такую машину заказал себе в 30-е годы тогда еще полковник Шарль де Голль. Машину выпускали, модернизировали и делали во Франции в городе Боа Колумб, вернее, не в городе, я соврал, в пригороде Парижа, делали до 1938 года. Потом пришли немцы, завод стал делать военную продукцию для оккупантов, а в Испании производство легковых машин продолжалось. Продолжалось до 1944 года. Но представительские машины, зачем нужны были в Испании? Сам Франко ездил на нескольких разных "Мерседес Бенц 770", подаренных Гитлером, и вряд ли "Испано Суиза" местного производства ему была нужна. В 1944 году производство автомобилей в Испании прекратилось. Ну а что Биркит? А Биркит уехал в Швейцарию. Биркит купил себе виллу на берегу Женевского озера, детей у нег не было и вот он скромно жил с женой там. Чем он увлекался, он вообще человек был замкнутый, он человек был, сегодня его бы назвали трудоголиком. Он не просто конструировал автомобиль, не просто чертил на ватмане, он вынашивал новые идеи, он придумывал новые технологии, как отливать вот такие-то алюминиевые блоки цилиндров, как изготовлять усилитель тормозов, действующий на механическом принципе, и масса других вещей. И пока не начался выпуск модели, Биркит не расставался с этой конструкцией, то есть он как паучок ползал везде, топорща свои коротенькие усики, и доводил до совершенства как швейцарский часовщик сове изделие. Были у него хобби? Хобби у него были - охота, рыбная ловля и катание на весельной ложке по Женевскому озеру. Ну что же, умер он 75 лет от роду, умер в 1953 году. Но в 1949 году он вернулся к идее роскошного автомобиля. И как всегда дотошно спроектировал новую машину с рядной восьмеркой, с передними ведущими колесами, но здоровье его было не то, что раньше, ну и самое главное, в послевоенные годы, он просчитался, конечно, покупателей на дорогие автомобили было маловато. И эту машину сделали в единственном экземпляре, это то, что было сделано при жизни Биркита. А потом, где-то в 60-е годы, в Москве, была Французская национальная выставка.И там я с удивлением увидел судовой дизель "Испано Суиза", это уже акционерная компания "Испано Суиза" делала во Франции судовые дизели и вот, конечно, утащил проспектик со стенда и держу его бережно дома в папочке под названием "Испано Суиза". А завод в Барселоне? По Барселоне я бродил, искал и расспрашивал, где мне найти этот завод? На меня смотрели как на лунатика. Ну, испанского я не знал, пытался я как-то изъясняться по-английски, испанцы в очень малом количестве знают английский, но не нашел я этот завод. Но я узнал, что его помещения и оборудование в 1951 году были проданы акционерной компании, которая приняла торговое название "Пегасо". И эмблемой был, конечно, конь Пегас. Фирма хотела делать спортивные автомобили, а всем закоперщиком был такой итальянец Вильфредо Рикард. Человек, который сочетал в себе краснобая, фантазера и проходимца. И в конце 30-х годов он подвизался на фирме "Альфа Ромео", с бессмысленными фантастическими проектами. С ним поссорился тогда Энцо Феррари, который возглавлял спортивный отдел "Альфа Ромео" и покинул фирму. А Вильфредо Рикард купил останки "Испано Суиза", открыл фирму, фирма до 1956 года понемножку делала спортивные автомобили, экстравагантные внешне, неудачные по конструкции, и вроде фирма умерла. Но не умерла, нашлись покупатели, реорганизовали фирму и стали на ней делать тяжелые магистральные грузовики "Пегасо". Но, тем не менее, это уже была не фирма "Испано Суиза", но тем не менее вот такая странная история. Я не стану перечислять все легковые модели "Испано Суиза", их было очень много, они все были очень интересны, но было бы интересно, когда бы у нас перед глазами лежал бы альбом, мы могли бы по Интернету показывать, рассказывать. Но этого, увы, нет и я, для которого "Испано Суиза" одна из немногих любимых, я с грустью произношу это имя и думаю, что может быть, мой рассказ тоже вызвал симпатии к этой марке, к этим машинам у ряда слушателей. А почему у меня такие симпатии? У нас в семье не было никакого Менжинского среди родни, вообще в России был тот единственный автомобиль "Испано Суиза", но когда мне было 6 лет, моя мама свезла меня в гости к своей гимназической подруге. И вот ее отец, бывший аптекарь, мне, 7-ми летнему мальчишке, который уже интересовался автомобилями, достал большой глянцевый проспект года 1932-го. Там были "Испано Суиза" с разными кузовами, потому что сама фирма не делала кузовов, она делал только шасси, а покупатель уже обращался к кузовной фирме, которая по заказу делала им пошив кузова. Это были знаменитые кузовные фирмы "Соу Чейк", "Кельнер", "Фернандес", "Кастанья", и вот там были все эти автомобили. Увы, когда началась война, мы уехали в эвакуацию, этот проспект, которым я любовался, и который сосед мне переводил с французского, остался. И его видимо сожгли, когда было худо с дровами. Такова судьба великих марок.
М.БУНТМАН Лев Михайлович, "Испано Суиза", вот немножко о том, что она собой, представляла, когда заказывали эти знаменитые кузова, ставили на "Испано Суиза", вот кто были основные заказчики? Ну, помимо Менжинского и полковника де Голля, вот кто и какие были пристрастия, потому что они ведь были в "Испано Суиза", пристрастия к определенному стилю, ну скажем так, эксплуатации "Испано Суиза"
Л.ШУГУРОВ Дипломаты. Ну, я бы сказал, что сам автомобиль, вот для меня, я конечно не справедлив и предвзят, но любой автомобиль "Испано Суиза" мне вот кажется, что он повторяет в себе дух Парфенона древнегреческого. Какой бы кузов на него не ставили, но вот соотношение размеров шасси, капота, высоты радиатора, они невольно действовали на кузовщика, они невольно действовали на заказчика. Потому что, ну, конечно, Альфонс 13-й, у него было много автомобилей "Испано Суиза". Президенты многих стран, причем, удивительно, конечно, латиноамериканских, заказывали "Испано Суиза". После 1929 года президенты Франции разъезжали на "Испано Суиза" и только вот когда уже Франция была оккупирована немцами, то Этен, который возглавлял тогда Францию, изменник Этен, он отдал предпочтение автомобилю "Рено" большому, отказался от "Испано Суиза". Так что очень многие богатые и достойные люди, причем кузова были, ну как бы я сказал, отделаны как дворцовая мебель, очень чисто, точно, с лучшими сортами кожи, дерева, с хрустальными полированными стеклами. То есть это были великолепные машины. И конечно, когда ну допустим, Георг 6-й приезжал с визитом во Францию перед Второй Мировой войной, ему подавали "Испано Суиза", за ним следовали конные гвардейцы в сияющих таких старинных шлемах с палашами, то есть, конечно "Испано Суиза" была элементом этого достойного зрелища. Вот такие были машины.
М.БУНТМАН Да, Автомобили удивительные, кто - нибудь хочет и посмотреть и даже себе сделать модель.
Л.ШУГУРОВ Ну посмотреть негде, потому что у нас в стране ничего не осталось.
М.БУНТМАН Настоящие негде посмотреть? А где они вообще, в музеях?
Л.ШУГУРОВ - Есть громадный музей на востоке Франции, Французский Национальный Автомобильный музей, где более 500 моделей, причем очень дорогих, это бывшая коллекция братьев Шлюм. Там несколько "Испано Суиза" есть, бесспорно. Музей в Турине, там есть "Испано Суиза" модели "К-6", ну и во многих других музеях, это невозможно перечислить, в одной Франции их 56 музеев, наверное в половине "Испано Суиза" как обязательное блюдо есть, в Англии 65 музеев. Есть, есть, так что, поездив по Европе, сейчас это не проблема, можно потратить день, посетить один другой музей и там поглядеть на эти выдающиеся автомобили.