becky_sharpe (becky_sharpe) wrote,
becky_sharpe
becky_sharpe

Categories:

Бенджамин Килборн. Занудно, но забавно

Друзья, мне прислали интересные отрывки из книги Бенджамина Килборна "Исчезающие люди: стыд и внешний облик". Думаю, они могут быть Вам интересны....

"Пластическая  хирургия - единственный вид хирургии, которая является еще и философией. На каждой из фотографий, сделанных после операции, люди имеют удивленный вид, как будто они только что ступили на терра инкогнита. Из всех современных технологий  немногие так явно, как пластическая хирургия, символизируют силу иллюзии, что мы можем контролировать свои внутренние переживания, контролируя внешний вид".

"Природа стыда в несовпадении фантазий о всемогуществе с несостоятельностью в реальности, что связывает стыд с разочарованием и крушением надежд. Стыд - это потеря социального лица, стыд - это публичное обнажение своих недостатков. В каком-то смысле стыд можно рассматривать как оборотную сторону свободы и ответственности, как категорию падения и греха, как страдание души за свое несовершенство по сравнению с божественным замыслом.

Стыд может вынудить детей идеализировать родителей, и стыд может возникнуть, если дети не могут этого сделать (сделать родителей лучше, чем они есть на самом деле).

Тревога по поводу внешнего облика в социуме проявляется в культе масс-медиа и фотографии, моде, пиаре и имиджмейкерстве, пластической хирургии и бодибилдинге, косметике, телевидение и всех тех средствах, на которые человек полагается, чтобы выглядеть так, как он хочет, и чувствовать, что он контролирует видение его другими.

Потеря лица - это утрата образа понятного мира и своего собственного бытия, а следовательно, чувство уничтожающей дезорганизации и изоляции.

"Сохранить лицо" помогает социальная связь, представленная общим полезным результатом, взаимными обязательствами, без которых индивидуум исчезает.

Зависимость от того, как мы выглядим, влечет за собой утаивание всего, что человек считает неприемлемым: это реакция, которую мы называем стыдом.

Слово "стыд" происходит от индоевропейского корня "sram", что означает "скрывать, прятать". От того же самого корня происходит слово "кожа".

Отрицая постыдное, присущий нашей современности акцент на облике создает пустоту, которая должна быть спрятана еще более тщательно, тем самым причиняя серьезный вред нашей уверенности в том, кто мы есть, и нашей способности видеть и выносить боль и страдание, неотъемлемые от человеческого существования.

Страх уязвимости порождает фантазии как об исчезновении, так и о контроле над тем, каким человека видят окружающие (защитные эксгибиционистские фантазии). И те и другие связаны с тревогой предъявления себя.
Три вида отчаяния по Кьеркегору:

1. бессознательное отчаяние, которого человек не замечает

2. "отчаянное нежелание быть собой"

3. "отчаянное стремление быть самим собой" и неспособность этого достичь. Это чувство направляет желание исчезнуть или выдумать себя заново так, чтобы не казаться ущербным.

С этимологической точки зрения, человек переживший утрату был ограблен (у него отобрали нечто ценное). В случае печали мир становится скудным и пустым, в случае меланхолии - само Эго.

Психологическая, а не физическая защита - вот первостепенная цель одежды. Одежда создает иллюзию того, что мы можем "облечь" нашу сущность и, контролируя то, как нас видят другие, контролировать наши собственные чувства. "Нагота" - это "реальность", некоторый минимум, не более, чем "сырье", то, что необходимо одеть по моде. Само ношение одежды выражает не сформулированное убеждение о том, что мы можем "создать" себя и свои чувства, что мы можем переделать себя. Психическое пространство, занятое нашим физическим обликом, одеждой, поддерживает иллюзию, что облик можно сделать реальным, а суть личности можно также легко поменять, как и одежду.

Пластическая  хирургия - единственный вид хирургии, которая является еще и философией. На каждой из фотографий, сделанных после операции, люди имеют удивленный вид, как будто они только что ступили на терра инкогнита. Из всех современных технологий  немногие так явно, как пластическая хирургия, символизируют силу иллюзии, что мы можем контролировать свои внутренние переживания, контролируя внешний вид.

Парадоксально, но нам необходим опыт переживания этих противоречий и стыда, чтобы сопереживать другим, чтобы бороться с силами подавления, а также, чтобы быть понятными для самих себя.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments