becky_sharpe (becky_sharpe) wrote,
becky_sharpe
becky_sharpe

Category:

Вам, прокрастинианцы! Часть 3

Хотя некоторые специалисты скептически относятся к планированию, список дел в порядке важности и срочности научит тебя принимать решения и расставлять приоритеты.
* Не так страшен черт, как его малюют – неприятные дела переживаются нами намного спокойнее, чем ожидание и ощущение незавершенности. Запланируй свой визит к стоматологу на утро и придумай себе награду. Награды также хороши, если нужно действовать, а тебя обуяла усталость или лень.
* Объемные проблемы, такие как поиски работы, слишком сложны, чтобы решить их одномоментно. Разбей их на маленькие блоки и выполняй по очереди.
* Если ты боишься принимать решения, а сделать это необходимо, обозначь себе день, когда ты это сделаешь, и критерии для принятия решения. А если ты еще поделишься этим с подругой – пути к отступлению уже не будет.
* Опасаешься неудачи? Закрой глаза и представь себе картинку, где ты сдала начальству отчет, получила порцию похвалы за хорошую и вовремя сданную работу и ощущаешь легкость Не откладывай на завтра: ужас дедлайнаоттого, что все позади. Сконцентрируйся на конечном результате и в процессе работы напоминай себе, как будет здорово, когда ты все сделаешь.
* Для любителей безупречных результатов – используй свою кропотливость там, где она необходима. Вполне возможно, что вместо деталей и подробностей нужна просто общая оценка. Кроме того, сама себе обозначь "дедлайн".
* Если ты часто отвлекаешься – забудь о журналах, компьютере, телевизоре и телефоне на определенное время. Пообещай себе час отдыха, когда ты закончишь работу.

Есть два типа людей – которые говорят и которые действуют. Можно догадаться, кто из них добивается успеха. Те, у кого есть план, мечта, миссия – и ничто их не остановит на пути к задуманному. А если все откладывать на потом, через двадцать лет ты можешь по-прежнему лежать на диване и объяснять окружающим, как несправедлив этот мир.


Я знатный прокрастинатор. Вы знаете, что такое прокрастинация? Это упорное неначинание дел, которые давно пора закончить.
А поскольку я прокрастинатор знатный и заслуженный, у меня накопились и методы борьбы с этой напастью.

Вот есть прокрастинаторы, которые любят работать под стрессом, дотягивают до последнего, потом размашисто, ярко и бодро делают, когда срок висит как дамоклов меч, когда катастрофа на носу.
Я не из таковских. Под стрессом мне работать еще ненавистнее. И предчувствие такой работы может стать вполне успешным пинком в сторону начать ее заранее...

Методы, без сортировки, как на ум пришло.

1. Очень часто до сознания доходит только общее нехотение делать дело, общая некомфортность и душа-не-лежность к этому делу. Однако если дать себе 10 минут спокойного сидения в укромном месте и заглядывания в суть нехотения, то выясняется, что большая часть дела для нас нейтральна или даже приятна. А стопорится все на каких-то деталях, нюансах, мелочах.

В середине дела нужно позвонить неприятному человеку ( а ты еще чего-то ему морально должен), не помнишь, куда засунул коробку с циркулями ( а подозреваешь, что в такое место, которое давно нужно разобрать и за которое стыдно), нет нужной бумаги, стул не подходит к столу, ты не умеешь писать шапку на листе. Вариантов, заглянув в себя, вы можете найти невообразимое разнообразие. Однако практически все их объединяет одно - это такая ерунда! И занимает такое ничтожное место в удельном весе всего дела.

Иногда достаточно просто осознать эту вещь. Иногда осознать и дойти до ближайшего магазина. Этот мелкий затор ( который прикидывается всем противным делом) легко сметается.

2. Делать дело не линейно, а сетчато. Про это я уже писала. Школа вбила в нас представление, что делать надо все последовательно и линейно. Но это хорошо лишь для школы, где не предполагается неизвестных вещей. Учитель всегда знает путь, который нужно отмаршировать, и знания усеченные для этого пути, поэтому ученику можно делать линейно. Жизнь, однако не состоит из отдельно отобранных знаний и задачек с известными ответами. Она как-то нахально разветвлена - тут знаем, тут не знаем, тут рыбу заворачивали, а тут вообще никто никогда не знал, что делать.

Прикидываемся съемочной группой. Вы же в курсе, что фильмы линейно не снимаются? Сегодня есть в наличии эти артисты, но нет тех, удачно идет сезон дождей, всех привезли на эту натуру, хотя сцены с нею три раза в середине и один раз в конце. Поэтому снимают ту сцену, для которой все есть сейчас.

Нужно делать те вещи, которые уже хорошо известны, понятны, и для которых все есть. Этот узел в сетке, другой, третий в стороне от них. Чем больше закрываются те места, с которыми все ясно, тем яснее становятся вещи и задачи, которые выводили из себя своей неопределенностью, ясно в каком направлении их копать и как увязывать с уже сделанным.

3. А отсюда принцип незабвенной "в конце-концов любящей себя домохозяйки" - заткните рот своему перфекционизму, не нужно ждать идеальных условий и торжественных фанфар, возьмите таймер и поделайте что-то хоть пять минут. Известное и несложное в предстоящем и откладываемом деле. Найдите пачку бумаги и хорошую ручку. Сложите стопочкой нужные книги. Принесите в одно место нужные нитки, иголки и схемы.
Вы же еще не начали тяжкий труд? Вы только приносите ручку. А завтра сложите нужные документы в папочку на компьютере. Или сделайте телефонный звонок. Или задайте вопрос в форуме. Или возьмите книгу в библиотеке. От 15 минут чего-то поделать в счет будущего проекта еще никто никогда не умирал. Этой версии и держаться.

4. Отложенные вещи обладают способностью неверно отражаться в накопителе души. Каждое мысленное воспоминание и отгоняние этой мысли прибавляет делу несуществующей сложности и тяжести. Все замечали, что вещи, сделанные с разгону, не в задуманное время, вообще не успевают осознаться как вес на душе.

Эта мысль во мне живет фразой - все легче, чем оно кажется. Я тяжелая на подъем - и постоянно забываю эту мысль. Однажды я придумала себе напоминание. и пошла искать что-то тяжелое - то ли дурацкое кольцо из плексигласа, то ли браслет - что-то, что постоянно мешалось бы и от этого осознавалось - а на него замкнуть фразу : все гораздо легче, чем оно кажется. Браслет такой я купила ( ха-ха) - цепочку, тяжелую, вычурную и невозможную дешевку ( в смысле вкуса и качества). Но служил он задаче отлично. Вообще, мантровость в таком деле очень важна. Отчеканил фразу - и пусть себе всплывает.

5. Приятность и неприятность дел - прихотливое и очень субъективное внутреннее разложение. Поэтому очень неплохо дела разложить на два списка - приятных и неприятных. Если вас воспитывали как меня, вполне возможно дела из списка приятных не менее важны и срочны, однако парадоксальным образом начинание их тормозит ощущение, что это не настоящее дело, а настоящее то, что противно:))

У работы с двумя этими списками есть несколько вариантов.
Взять сразу приятное и важное дело - с ним уже все ясно. А за время выполнения, неприятное как-то перестроится - может своей смертью помрет от старости, может перестанет быть неприятным, а может к другим уйдет.

Взять и поработать над неприятным, держа под рукой список приятного. Все те же 15 минут-которые-никого -еще- не убили - и тут же себя вознаградить большим куском приятного дела. На свободе с чистой совестью.

Или переложить неприятное на других. Не надо беспокоиться за них. У них свои списки и вполне возможно, ваше отвратительное дело проходит у них по разряду - вообще ничего не стоит. Это может быть и прямой обмен дела на дело. А может быть и просто (бес)корыстная помощь - когда вы излагаете вслух желающим послущать ваши задачи и идиосинкразии - а вам говорят - о! да давай мы тебе это шутя сделаем.

6. Если же уже начал и увлекся, нужно ограничивать себе время. По истечении 15 минут спросить себя небрежно: ну что, продолжим еще? - и самому себе закивать с энтузиазмом: ага-ага!!. И самому себе резрешить: ну ладно уж, еще 15 минут...

Важно вовремя остановиться. Вот Хемингуэй написал очень любимую мною и совершенно дивную мысль. Когда ты пишешь, важно не дописать до конца своих сил и знания о том, что будет дальше. Сегодня надо непременно закончить на таком месте, чтобы ты знал, что завтра писать и продолжение истории.
Иначе завтра я оказываюсь опять в позиции номер ноль - поди туда, не знаю куда, напиши то, не знаю что. Идеальная стартовая площадка для прокрастинации.

7. Еще есть метод широкого фронта. Когда короткий список отложенных дел и включен пульсирующий таймер. И без всякой раскачки или отговорок, каждые 15-20-30 минут переходишь к следующему делу и что-то по нему делаешь. 15-минутные у меня любимые интервалы, они такие короткие, что невозможно размусолиться, приходится быстро придумать, что же там можно сделать, а в услових цейтнота будешь делать как раз то, что находится в узлах сетки и понятно сразу. Этот метод ( плюс пророчество дурацкого браслета) приводит к тому, что дела-то многие в эти 15 минут и рассасываются. А остальные запускаются, как маховик пропеллера - и уже не спрыгнешь с самолета:)

8. А есть наоборот - метод акына. Что вижу, о том пою. Но долго.
Начинаем с любого угла пространства - и первое же дело, о котором что-то напомнило, начинаем делать последовательно - и до конца. Акынья политика требует относительной свободы от удушающих дедлайнов других дел. На такое степное пенье можно выделить отдельное время в дне. Но уже петь и петь каждый день в это время все ту же песню, пока она не допоется до слов " и много-много радости детишкам принесла". Метод акына позволяет начать и закончить дела, которым иначе нет места в логичной ежедневности.

Как приступить к работе?



Привычка откладывать все на последний момент может стать серьёзной проблемой неудовлетворённости рабочей и личной жизнью. Постоянные сверхурочные, работа допоздна, упущенные возможности, стресс и чувство неудовлетворённости - несколько симптомов этой плохой привычки. Попробуем рассмотреть, как можно избежать этого и как делаю это я.

Приступая к работе, говорите себе «Я хочу это сделать» вместо того, чтобы постоянно напоминать себе «Мне надо это сделать». Как бы то ни было, всегда вам выбирать, делать что-то либо нет, даже если последствия могут быть неприятными. Сделайте осознанный выбор того, что бы вам хотелось сделать сейчас, и сделайте это! Я обычно составляю план на день, в который я помещаю только те задачи, которые мне хочется увидеть сделанными. Это мой выбор - поэтому их всегда хочется сделать.

Если думать о задаче как о большом слоне, которого вы хотите съесть, то наверняка вы отложите эту задачу «на потом». Спросите себя: «С чего я могу начать прямо сейчас?» Откусите слону ухо и не думайте о том, как он может весь поместиться в вас. Когда это сделано, выберите следующую саму маленькую часть слона либо самую вкусную - без разницы - и съешьте её! По мере уничтожения монстра вы узнаете подробности о слоне, которые не видны были сперва. Каждый раз вы начинаете со следующей мелкой части и получаете от этого удовольствие, пока вы в итоге не обнаружите, что от слона остался один хвост, который без проблем может поместиться в вас за один присест. Если задача необъятная либо не приятная (но, безусловно, важная для вас!) – смело начинайте и пока не думайте о завершении.

Ещё одна причина, ведущая к отсрочке – желание сделать задачу как можно лучше. Вы думаете, что необходимо выполнить задачу максимально хорошо – и это приводит к откладываю её исполнения на неопределённый срок. Как только подходит срок выполнения – у вас уже нет времени выполнить задачу идеально. Эта мысль приводит к стрессу и раздражению по поводу своих способностей и организации своего труда. Если задача не имеет конкретных сроков завершения, то желание сделать её идеально не позволит её закончить никогда, так как всегда найдётся момент, который можно улучшить.

Всегда позволяйте себе право быть человеком. А человек может ошибаться, с этим ничего не поделаешь. Многим гениальным творениям предшествовало 1000 неудачных, но вряд ли эти гениальные творения появились, если бы не эти 1000 предшествующих. Несовершенная работа, сделанная сегодня, всегда лучше, чем идеальная, отложенная навсегда. Если вы хотите написать статью на 5000 слов, позвольте вашему первому черновику состоять только из 100 слов. Обычно я разбиваю неподъемную задачу на несколько мелких дел, не думая о том, кому придётся их делать. Потом беру одну из них, добавляю в список “сделать сегодня” и приступаю без всяких мыслей об идеальности результата. Это не представляет особого труда, так как большая идеально выполненная задача была заменена маленьким съедобным кусочком.

Ещё одна причина отсрочки - ассоциация задачи с лишением. Вы думаете, что занятие делом поглотит всё свободное время и я не смогу его потратить на то, что мне нравиться и интересно. Такая мысль, конечно, не благоприятствует решению задачи. В этом случае я рекомендую выделить время на занятие тем, чем нравиться: хобби, семья, всё что угодно. Выделите на это время и не позволяйте другим задачам вторгаться в эти промежутки. Если у вас будет только два часа на решение задачи, и вы знаете что все остальное время уже занято приятными для вас делами, то особого труда не составит сделать эту задачу, так как другого случая не предвидеться.

В один из своих рабочих дней я был вынужден уйти рано, и было всего лишь 6 с половиной часов на решение всех задач. Я точно знал, что в 16:30 вынужден покинуть офис независимо от того, сколько успел сделать. День прошёл экстремально эффективно, было выполнено около 12 задач, на которые в другие дни ушло бы 8, а то и больше часов. Причем это придало мне положительный эмоциональный заряд на оставшийся вечер.

Мне нравиться выделять дни, непосвящённые никаким делам. Обычно более чем достаточно одного такого дня в неделю (воскресение!), в который удаётся расслабиться полностью и зарядиться энергией на грядущие 6 дней. Когда знаешь, что завтра выходной, и у тебя не будет права что-либо делать - в предыдущий день очень хочется сделать как можно больше.

Когда хочеться видеть выполненной неприятную задачу, я ограничиваю время на её выполнение. В блокноте, который всегда у меня перед глазами, сверкает запись, что через 30 минут (указываю конкретное время) я прекращаю заниматься решением этой задачи. Кроме этого, придумываю, чем бы я мог приятным заняться через эти 30 минут. Например, пока я пишу эти строки у меня в блокноте записано, что с 11:20 до 11:30 у меня будет ленч. Я чувствую легкое чувство голода в животе, а на часах 11:00. Как вы думаете, насколько сложно было написать этот абзац? Иногда, используя такой подход с расстановкой временных рамок, в эти 30 минут так вливаюсь в процесс работы на задачей что мне сложно остановиться. Так как эти рамки выставлены самим собой, то я могу без труда инвестировать больше своего времени на решение этой задачи. В любом случае, можно сказать себе «Стоп!» и идти пить чай либо смотреть свою любимую телепередачу, либо зайти на свой любимый форум, либо что-то ещё, что я себе придумал приятного в качестве вознаграждения.

Помните формулу успеха: Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

Хорошее и плохое отлынивание

Оригинал статьи: Good and Bad Procrastination
Автор: Paul Graham
Перевод: Сергей Зефиров

Декабрь 2005

Все сколько-нибудь впечатляющие люди, которых мне довелось узнать, все они ленятся и отлынивают, часто в угрожающих размерах. Это приводит к вопросу — а может, отлынивать не так уж и плохо?

Большинство пишущих про отлынивание рассказывают о том, как с ним справиться. Однако это, строго говоря, невозможно. Вещей, над которыми можно работать, бесконечное количество, и неважно, над чем конкретно вы работаете — вы все равно отлыниваете от всего остального. Поэтому вопрос стоит не в том, как избавиться от отлынивания, а в том, как отлынивать наилучшим образом.

Всего есть три вида отлынивания, зависящих от того, что вы делаете вместо работы над чем-то: вместо работы можно ничего не делать (А), делать что-то менее важное (Б) и делать что-то более важное (В).

К последнему типу относится «рассеянный профессор», который забывает бриться, кушать или даже смотреть, куда он идет, если он занят размышлениями о каком-то интересном вопросе. Его мысли отвлечены от повседневного мира, поскольку они напряженно работают над чем-то другим.

Такими являются все знакомые мне, и достигшие значительных результатов, люди. Они все отлынивают по сценарию В, работая над важными задачами и оставив в стороне вещи мелкого масштаба.

Что такое «вещи мелкого масштаба»? Грубо говоря, это работа, которая не имеет шансов быть упомянутой в вашем некрологе. Прямо сейчас трудно сказать, что станет вашей лучшей работой (будет ли это яркое эссе о шумерской архитектуре или детектив, написанный вами под псевдонимом), но целую область вещей можно откинуть сразу: бритье, стирка, мытье полов, написание благодарного ответа на приглашения - все, что может быть названо «заданием».

Хорошие отлыниватели избегают «заданий», чтобы работать над настоящими задачами.

Само собой, эпитет «хороший» здесь относителен. Вряд ли люди, дающие вам «задания», назовут этот вариант отлынивания хорошим. Но вам придется проявить характер, если вам хочется решить важную задачу. Даже наиболее мягкие люди проявляют твердость характера в отказе от «заданий», если им действительно интересно завершить решение важной задачи.

Некоторые «задания», наподобие ответов на письма, если на них не обращать внимания, проходят сами собой (возможно, прихватив с собой друзей). Другие, такие как мытье полов или оплата электроэнергии, со временем становятся более существенными. И их все равно придется сделать. Почему бы (как советуют все пособия по борьбе с отлыниванием) не сделать их сейчас?

Задачи требуют двух вещей: длительных промежутков времени и подходящего настроения. Этим они отличаются от «заданий». Если вы вдохновлены каким-то проектом, то временный отказ от выполнения «заданий» может оказаться выигрышным. Несмотря на то, что отложенные «задания» займут больше времени, когда вы до них доберетесь, объем выполненной за выигранные дни работы окупит все затраты с лихвой.

Более того, это может быть разницей даже не в количестве, а в качестве. Это касается тех видов работ, которые могут быть выполнены за длинные промежутки времени, во время которых отвлекающих перерывов (в отличии от выполняемых по расписанию). Когда я думаю об известных мне людях, которые известны своими свершениями, я не могу вообразить их тщательно вычеркивающими выполненные работы из пронумерованного списка. В своем воображении я вижу их прячущимися, чтобы поработать над новой задачей.

Принуждение кого-либо к немедленному выполнению «заданий» обязательно приведет к снижению его продуктивности. Цена прерывания больше, чем цена времени на его выполнение, за счет того, что переключение разбивает время до начала «задания» и после его окончания пополам. Хватит, наверное, всего нескольких «заданий» в день, чтобы любой человек не смог работать над сложной задачей.

Я всегда удивлялся тому, что стартапы наиболее продуктивны в самом начале, когда в единственной комнате сидит всего несколько человек. Вполне возможно, причина в том, что еще некому их прерывать. Теоретически, хорошо, когда основатели, наконец, получают достаточно денег для того, чтобы нанять людей, которые будут выполнять часть работы. Но вполне может быть и так, что лучше быть переработавшим, чем прерванным в полете мысли. Как только вы разбавите команду стартапа обычными офисными служащими — отлынивающими по варианту Б — вся компания войдет в резонанс с их частотой. Все они работают от прерываний, и скоро вы начнете работать так же.

«Задания» настолько хороши для разрушения больших проектов, что множество людей использует их в этих целях. Решивший написать повесть человек в один прекрасный момент обнаруживает, что пора мыть полы. Те, кто не смог написать ни одной повести, не пишут их не потому, что целыми днями сидят перед пустым листом бумаги. Они не пишут их во время кормления кошки, во время покупки всякой мелочи для дома, во время встречи с другом. проверки почты, наконец. Они говорят: «У меня нет времени для работы». И у них действительно нет времени, поскольку они сделали все, чтобы его не было.

А еще есть вариант, когда у кого-то нет места для работы. Излечивается просто — достаточно посетить несколько мест, в которых работали великие люди, и посмотреть, насколько они не подходят для работы.

За свою жизнь я многократно использовал оба варианта уклонения от настоящей работы. За последние 20 лет я изобрел множество приемов, как заставить себя работать, но даже сейчас я все равно иногда проигрываю. В некоторые дни я делаю настоящую работу. А некоторые оказываются съеденными выполнением «заданий». И я знаю, что это моя вина — я позволил «заданиям» взять верх потому, что я не хотел столкнуться с какой-либо настоящей проблемой.

Наиболее опасная форма отлынивания — это неосознанное отлынивание типа Б, потому что оно не ощущается отлыниванием. Дела делаются. Просто не те дела, что нужно.

Любой совет насчет отлынивания, который призывает сосредоточиться на вычеркивании сделанных «заданий», не только неполон, а вообще ведет не в ту сторону, если в нем не упомянута вероятность того, что список «заданий» может являться отлыниванием по типу Б. И это слабо сказано — список дел практически любого человека представляет собой план отлынивания по варианту Б. Если вы не работаете над самой сложной проблемой в вашей области, вы отлыниваете по варианту Б, независимо от объема выполненных вами работ.

В своем знаменитом эссе «Ты и Твои исследования» (которое я порекомендую любой амбициозной личности, вне зависимости от рода деятельности) Ричард Хэмминг предлагает задать самому себе три вопроса:

1. Какая самая важная проблема в твоей области деятельности?
2. Ты над ней работаешь?
3. А почему не работаешь?

Хэмминг стал задавать такие вопросы во время работы в Белл Лабс. Вообще-то. любой работающий там должен был работать над наиболее значимыми проблемами в своей области. Может ли любой человек оставить сколько-нибудь значимый след в истории? Я не знаю. Но для любых способностей существуют проекты, которые их превосходят и развивают. Поэтому упражнение Хэмминга может быть обобщено следующим образом:

* Над чем работать лучше всего, и почему я этого не делаю?

Большинство людей сторонится этого вопроса. Я сам избегаю его — я вижу его в тексте и быстренько перехожу к следующему предложению. Хэмминг же спрашивал об этом людей вокруг себя, и это не добавило ему популярности. Однако, с этим вопросом придется разобраться любому человеку с далеко идущими планами.

Преграда состоит в том, что можно поймать бòльшую рыбу, чем возможно вытащить. Хорошая и большая работа требует больше, чем просто наличие хороших проектов. После того, как такой проект найден, надо смочь заставить себя работать над ним, и вот здесь начинаются трудности — чем больше проблема, тем труднее заставить себя работать над ней.

Отсутствие удовольствия от процесса можно назвать основной причиной, по которой люди отлынивают от сложных проблем. В юности такое бывает особенно часто — ты работаешь над скучными вещами потому, что это солидно смотрится, или потому, что это просто поручили. Большое количество дипломников работает над большими проблемами, которые им не нравятся, и именно поэтому дипломная практика стала синонимом отлынивания.

И даже когда вам нравится ваша задача, все равно легче заставить себя работать над маленькими задачами, чем над большими. Почему? Почему так тяжело работать над большими проблемами? Например, потому, что в случае большой проблемы тяжело получить вознаграждение за обозримое время. Если работать над чем-то, что можно закончить за день или два, ожидать приятное чувство выполненной работы приходится всего ничего. Если награда находится где-то в бесконечном будущем, то она выглядит несколько менее реальной.

Боязнь за потерянное время является другой причиной, по которой люди не работают над сложными проектами. «А что, если мы не справимся? Тогда затраченное нами время будет потеряно». (На самом деле — вряд ли. Работа над сложными проектами обязательно приводит к чему-либо полезному.)

Хотя, вообще-то, если бы все дело было в том, что награды просто можно не дождаться, и время будет потеряно, то это ничем не отличалось бы от обычного визита к теще с тестем (или к свекрови со свекром). Однако, все несколько сложнее. Большие задачи пугают. Встреча лицом к лицу с Большой Задачей приносит почти физическую боль. Представьте себе пылесос, подключенный к вашему воображению — он быстро высасывает все ваши первоначальные идеи так, что у вас уже ничего не остается, и продолжает работать.

Невозможно смотреть прямо в глаза большим проблемам. К ним необходимо подходить окольными путями. При этом, угол захода на цель необходимо выбрать достаточно прямой, чтобы поймать часть восхищения, излучаемого Проблемой, но и достаточно острый, чтобы не впасть в ступор.

Похоже, необходимо обмануть себя, чтобы заставить себя же работать над сложными задачами. Либо работать над маленькими вещами, которые вырастут в большие, либо работать над последовательно увеличивающимися задачами, либо разделить тяжесть проблемы с коллегами. И все эти ухищрения — не проявления слабости. Самые лучшие работы выполнялись таким образом.

Когда я говорю с людьми, которые смогли работать над сложными задачами, я всегда обнаруживаю, что они все отстранились от «заданий» и все ощущают по этому поводу некоторые угрызения совести. Я не думаю, что стоит позволять совести грызть вас по этом поводу. Вещей, которые стоит сделать, больше способностей любого человека. Поэтому, делая лучшую из возможных работу, мы всегда оставим какое-либо из «заданий» несделанным. И чувствовать себя из-за этого виноватым не стоит.

Я думаю, что решение проблемы с отлыниванием состоит в том, чтобы дать удовольствию увлечь вас за собой, вместо нудного толкания в спину списком «важных дел». Работайте над амбициозным проектом, который приносит радость, держите курс по ветру и вы оставите несделанными те вещи, которые это заслуживают.

Большое спасибо Тревору Блэквеллу, Джессике Ливингстон и Роберту Моррису за чтение набросков этого эссе.

© 2005 Paul Graham

Как бороться с ленью?


Автор: Сергей Коркин

Часто у меня возникает чувство, что делаю недостаточно, что могу больше. Когда я пытаюсь делать больше, лучше, у меня на дороге стоит ее величество ЛЕНЬ. С ней сталкивается каждый, и это неприятно. Но бороться с ней надо. Мне захотелось узнать, как это можно успешно сделать. Почитал несколько статей, форумов. Оказывается, лень — не абсолютное зло, она бывает разной. Когда мы говорим о лени, каждый подразумевает свое. У каждого своя лень и свои симптомы. Вот некоторые из них:

1. Низкий уровень мотивации к чему-либо. Человек не уверен, для чего он это делает, либо делает это не для себя, либо ожидает, что за него это сделают другие. Бороться с таким типом лени можно, повышая мотивацию. А именно — обдумывая, действительно это тебе нужно, взвешивать за и против. Недостаточно обдуманная в деталях задача имеет крайне малый уровень мотивации ее сделать. Если делаете для кого-то, убедитесь, что человек Вам дорог или что будет от него какая-то польза. Если надеетесь на кого-то, убедитесь, можно ли на него положится.

2. Наиболее распространенное понятие лени — это нехватка силы воли. Если вы обдумали все, решили, что действительно это важно, но все равно лень не уходит. Тут самое важное — начать. Начать — это 50% успеха. Если вы программист, и Вам следует сделать работу, а оно никак не идет, начните писать что-то легкое, бессмысленное, например Hello World — помогает. Или, например, надо написать статью либо пост в блог, но не хочется, нет настроения. Откройте блокнот и начните писать, например, о проведенном дне, лете… Попробуйте. Этот пост написан именно так.

3. У некоторых людей лень — это как стиль их деятельности. Они получают задание, долго думают о том, как его лучше и быстрее сделать. У окружающих создается впечатление, что человек ленивый. И что самое плохое, человек под влиянием окружающих начинает думать, что он действительно лентяй, пытается себя переделать, но выходит только хуже. А на самом деле, когда наступает крайний срок этот человек успешно и рационально выполняет задание. 80% задания можно выполнить за 20% времени.

4. Иногда мы ленимся что-то делать, не делаем это, а оказывается, что делать и не надо было. Это интуитивная лень. Она иногда экономит время. Но полагаться на нее не стоит, особенно когда дела важные, она часто обманывает.

5. Фрейд рассказывал о лени как о получении удовольствия. Когда вы работаете, то получаете удовольствие от результата работы, а когда ленитесь, то от процесса.

6. Еще лень может выступать как боязнь ответственности. Это, как правило, закладывается в детстве, когда родители тщательно оберегают детей от ответственных дел. Но не забывайте, себя переделать МОЖНО.

7. Не стоит понимать лень как что-то обязательно негативное. Это может быть защитной реакцией организма от переутомлений. Не делайте из этого свою любимую отговорку. Вы не можете устать, если ничего не делаете. Данный тип лени присущ обычно трудоголикам. В один прекрасный миг они не могут больше работать, начинают думать, что ленивы, у них развивается чувство вины, внутреннего раздражения… А нужно всего-то просто отдохнуть.

8. Еще одной популярной отговоркой является фраза: «Лень — двигатель прогресса». Но не совсем лень, а стремление сделать что-то с меньшими усилиями, быстрее. Не просто лень, а конструктивная лень является двигателем прогресса. Его не будет, если вы будете свисать с дивана.

Еще о лени:

1. Когда Вам нужно сделать что-либо важное, Вы находите кучу других дел, которые Вам нужно сделать. Вы думаете, что они актуальнее, но это иллюзия. Это, опять таки, недостаточная мотивация, сила воли и самоконтроль.

2. Для лени присуще состояние «здесь и сейчас». Когда человек не думает о будущем, о завтрашнем дне, а убегает в настоящее и живет только сегодня. И постоянно твердит себе, что завтра начнет новую жизнь, сделает то и то… Но завтра происходит то же, что и сегодня. Если с этим тяжело справиться, предлагаю с кем-нибудь поспорить на что-то приличное, что вы сделаете нечто. Возможно, это Вам поможет.

3. Лень не может появляться как угодно и где угодно, ей нужна лазейка. Если вы не ели двое суток, то вы не поленитесь приготовить себе еду (не для студентов), или если экзамен у Вас завтра — вероятнее всего, Вы начнете готовиться. Нужно как можно больше ставить перед собой требований, делать планку выше, и тогда у лени будет меньше шансов найти лазейку.

4. Многие психологи считают, что лень — это приобретенное качество и зависит от воспитания. Если Вам не повезло с воспитанием, все, как я уже говорил, можно изменить. Это сложно, но если вы действительно хотите добиться успеха в жизни, то делайте себя лучше.

5. Лень — очень заразная штука. Если Вы попадаете в коллектив, где все ленятся, то высока вероятность, что вы скоро обленитесь. Стоит избегать таких коллективов и общения с «ленивцами».

6. Когда у Вас часто побеждает лень, вы делаете то, что хочется, а не то, что надо, то возникает компенсирующее чувство вины. В вашем мозгу появляется война мотивов, нарастающее чувство вины, нервное раздражение… Не стоит пускать это на самотек, это может привести к психическим травмам. (с)http://atlana.narod.ru/procrastination.html
Subscribe

  • I will be back

    К этой юбке я подобрала вот эти блузку и сумку. А сверху накинула это голубое пальто от российской фирмы ILLbeback Пальто по фактуре…

  • Хорошая машина в лизинг

    Дорогие друзья, хочу представить моего коммерческого партнера - компанию «КОНТРОЛ лизинг», которая предлагает автомобили в лизинг частным…

  • 50 оттенков черного

    Первый раз в этом году вас приветствует мой коммерческий партнер и спонсор - сайт http://www.nasocks.ru Спонсор напоминает, что зима не за…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment