becky_sharpe (becky_sharpe) wrote,
becky_sharpe
becky_sharpe

Categories:

Прокрастиноз-2

Для многих палочкой-выручалочкой оказывается планирование и составление списка необходимых дел на ближайший день (желательно, в порядке убывания их важности). При этом надо настроиться на то, что выполнение планов на 100% не всегда реально, и искренне радоваться каждой очередной «галочке», а не сетовать, если не все пункты оказались вычеркнутыми. И еще один секрет: планируйте не только дела, но и развлечения — это такая же важная составляющая жизни нормального человека, как и работа. Отличие между высокопроизводительными людьми успешными и неудачниками заключаются только в пропорциях и приоритетах.

Хорошо работает изменение своего отношения к делу. Не секрет, что даже у самых злостных прокрастинаторов есть занятия, где они проявляют чудеса организованности и прилежания. Кто-то, например, никогда не пропускает любимый сериал, кто-то внимательно следит за победами и поражениями любимой футбольной команды, а кто-то не может прожить и дня, чтобы не «отметиться» на любимом интернетовском форуме. С другой стороны, любое навязанное нам дело вызывает внутреннее сопротивление. Выход очевиден: давящее на нас «мне нужно» необходимо заменить на вдохновляющее «я хочу». И это не так уж трудно, если вспомнить, что по большому счету окончательный выбор всегда за нами (даже если этот выбор приведет нас к плачевным последствиям).

Еще один простой, но эффективный прием для конструктивной настройки нашего сознания — это использование правильных смысловых конструкций. Например, вместо «мне обязательно надо закончить...» лучше подумать: «когда бы мне начать...» или еще лучше: «какой маленький шаг к намеченной цели я могу сделать прямо сейчас...» — ведь если приступать к выполнению какого-то дела достаточое количество раз, то в конце концов оно будет закончено. Тем, кто ошарашен объемом и сложностью предстоящей работы, вместо «это просто невыполнимо», лучше подумать: «с чего бы начать...». А тем, кто испытывает страх неудачи, лучше заменить программирующее на поражение «у меня ничего не получится» на «мои шансы на успех будут определенно выше, если я...».

Перфекционистам следует позволить себе быть «простыми смертными» и вспомнить, что абсолютного совершенства в нашем мире просто не существует. Желательно, кроме того, осознать, что любое большое и совершенное дело осуществляется с помощью множества мелких и несовершенных шагов, каждый из которых приближает нас к желаемому совершенству. Не помешает и прямая настройка на успех — только ни в коем случае не «я должен сделать все в лучшем виде», а «все у меня получится как следует и вовремя».

Один из парадоксальных приемов — это составление расписания, в котором центральное место занимают не дела с перерывами на отдых, а отдых, перемежающийся с делами. Может помочь и работа в «режиме разделения времени». Этот термин, пришедший из программирования, означает, что вместо последовательного выполнения задач, когда нельзя приступить к началу следующей, пока не закончишь предыдущую, одновременно осуществляется выполнение нескольких разных задач — по частям. Отводите на это короткие временные блоки (от 5 до 30 минут) или намечайте сделать что-то конкретное и небольшое по объему. Хитрость заключается в том, что стоит только начать, и вполне возможно, что дело, к которому было страшно приступить, увлечет так, что не оторваться.

...Честно признаюсь: для написания этой статьи мне пришлось воспользоваться несколькими описанными в ней приемами. А начинала я ее писать примерно два года назад, когда Интернет не выдавал ни одного документа с ключевым словом «прокрастинация» (на сегодняшний день их уже сотни). Все-таки правы психологи: когда ее преодолеваешь, появляется здоровое ощущение контроля над ситуацией, уверенности в своих силах, повышается чувство душевного равновесия и внутренней свободы...

Месяцами я собирался написать эту статью. А пишу я её… Потому что у меня наконец освободилось немного времени? Да нет, работы хватает – мне нужно проверить работы студентов, заполнить заказы на учебники, ответить на предложение NSF, прочитать черновики диссертаций.

Я пишу эту статью – что бы не делать всё это. Это и есть суть того, что я называю «структурированная прокрастинация». Эта замечательная стратегия, которую я открыл, превращает прокрастинаторов в эффективных, уважаемых людей, которыми восхищаются за их достижения и способность использовать своё время наилучшим образом.

Все прокрастинаторы откладывают то, что им нужно сделать.
Структуризированная прокрастинация – это искусство превращать эту слабость в силу, заставляя работать привычку на вас.

Основная идея заключается в том, что прокрастинация – не значит отсутствие действий. Прокрастинаторы редко не делают совсем ничего, как правило они делают более или менее полезные вещи – например затачивают карандаши, или копаются в саду.

Но зачем они это делают?

Потому что это – их способ не делать нечто более важное. Если прокрастинатор получит задачу по заточке карандашей - он будет откладывать её точно так же как и все остальные.

Большинство прокрастинаторов получают необходимую мотивацию для выполнения очень сложных, срочных и важных задач – если эти задачи представляются им способом не делать нечто, ещё более важное и сложное.

Структуризация прокрастинации означает выстраивание структуры задач способом, использующим этот факт. Список задач сортируется по важности. Задачи, которые кажутся вам наиболее важными и срочными – вверху списка. Но ниже по списку есть дела, которые тоже важны и полезны.
Работа над этими, менее важными задачами – становится способом избежать другой работы!

Часто, прокрастинаторы пытаются бороться с собою неправильно – уменьшая свои обязательства, они считают, что если у них будет немного работы – то и откладывать будет нечего – а значит они всё сделают вовремя.

Но если в небольшом списке остаются только важные задачи - то единственный способ их отложить (а это в природе каждого прокрастинатора) это не делать вообще ничего. Так часто и происходит.

И в этом месте вы наверное спрашиваете – а что же с найболее важными задачами вверху моего списка, как выполнить их? Конечно, это может стать проблемой.

Решение заключается в правильной сортировке задач в верхней части списка.

Есть два признака идеальной задачи для первых строчек вашего списка.
Во-первых это дедлайн, чётко установленый крайний срок исполнения (который как правило не очень-то и крайний). А во вторых это страшная и ужасная важность (которая тоже часто оказывается так себе). К счастью, в жизни таких задач полно. В университетах например вообще большинство задач – именно такого типа.

Например – задача, которая находится на первом месте в моём списке прямо сейчас: закончить статью по философии языка. Я должен был сделать это одиннадцать месяцев назад. Огромное количество задач было выполнено мною как способ избежать этой работы. Несколько месяцев назад я даже написал письмо редактору, извиняясь за опоздание и высказывая своё намерение всё-таки закончить эту работу. Конечно, само написание этого письма – было способом не работать над статьёй, но выяснилось, что на самом деле я опаздываю не больше, чем большинство моих коллег! И насколько важна эта статья в таком случае? Я думаю вскоре придёт что-то гораздо более важное – и тогда я конечно её закончу.

Другой пример – формы заказа книг. Я пишу эту статью в Июне, а в Октябре у меня будет курс лекций по Эпистемологии. Мои формы заказа книг уже просроченны – эта задача действительно важна и сроки действительно поджимают (для не-прокрастинаторов могу заметить, что дедлайны начинают по-настоящему беспокоить через неделю - две после того, как они пройдут).
Почти каждый день мне напоминают об этих заказах из секретариата, студенты интересуются, что они будут читать, а незаполненная форма для заказа книг лежит в самом центре моего рабочего стола (под обёрткой от бутербродов, которые я ел в прошлую среду).
Эта задача почти в самом верху моего списка. Она беспокоит меня – и отлично мотивирует делать другие, конечно несколько менее полезные вещи.

А на самом деле… Книжные магазины теперь забиты формами на заказы книг, заполненными вовремя (не-прокрастинаторами). Я могу заполнить свои когда-нибудь летом, и всё будет в порядке, главное не заказывать ничего редкого. И у меня наверняка появится другая, гораздо более важная задача до… скажем до 1го Августа. Тогда я буду себя чувствовать комфортно заполняя эти огромные формы – ведь это всего лишь способ избежать другой работы.

Возможно вы считаете что структурированная прокрастинация требует самообмана, поскольку основной эффект заключается в постоянной подмене одних задач другими. Так оно и есть. Необходимо осознать преисполниться готовностью решить задачи, с искусственно завышеной важностью и нереалистичными сроками – воспринимая их как действительно важные и срочные. На самом деле это не очень сложно и даже близко к самой сути прокрастинатора.

© 1995 Джон Пери

Волшебное слово завтра - новости


Никогда не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня, говорит внутренний голос при мысли о том, что пора отправить деловые письма и начать писать oтчeт. Но внутри мгновенно возникает еще один голос, который непременно скажет, что от работы кони дохнут, и приведет 1001 довод, почему письма подождут до завтрашнего дня, а отчет до конца нeдeли. Хотя очевидно, что в конечном итоге будет катастрофически не хватать времени и возникнет риторическое «надо было раньше нaчинaть». О том, что таится за загадочным словом прокрастинация и о причинах ее возникновения, а также методах борьбы с подробностями материал NewsInfo…

Есть то, что знакомо каждому из нac. Вот сейчас досмотрю кино и пойду yбиpaтьcя. Поговорю по телефону и начну делать дoклaд. А в итоге доклад так и остается в состоянии полутора абзацев текста, а на мебели горы пыли. Прежде всего, стоит учесть, что такое поведение является с точки зрения психологии, совершенно нopмaльным. Правда, до тех пор, пока оно не становится систематическим и не начинает негативно влиять на жизнь индивидyyмa. Дело в том, что горы пыли, вряд ли могут негативно сказаться на судьбе человека, разве что он страдает астмой или aллepгиeй. Но вот когда речь заходит о тех действиях, которые могут принести результат лишь в том случае, когда оные выполняются в течение периода, причем, весьма длительного, то важно научиться делать требуемое в cpoк. Например, в студенческой жизни, чтобы сдать экзамен, нужно весь семестр посещать лекции, семинары, сдавать письменные paбoты. Оказывается, многие люди совершенно не в состоянии контролировать себя, особенно когда жесткие академические рамки оказываются пoзaди. Главный секрет тех, кто успевает все делать вовремя – это мотивация и организованность с приставкой caмo.

До сих пор психологи спорят о том, является ли откладывание на завтра того, что стоит сделать сегодня, или прокрастинация, особенным свойством психики конкретного индивидyyмa. Также идут дискуссии по поводу стабильности этой склонности или об ее ситуативном тeчeнии. Но известно точно, что основной общей особенностью людей, грешащих такой чертой характера, является депрессивный настрой и страх перед будущим или боязнь не справиться с поставленной зaдaчeй. Народная мудрость гласит, что тот, кто рано встает, тому бог пoдaeт. Человеку, который пренебрегает сим правилом, грозит, с точки зрения психологии личности, постоянное чувство недовольства, которое постепенно перейдет в депрессию, если, конечно, начало той или иной нужной деятельности отодвигается на недели или даже мecяцы. Например, можно упустить выгодное предложение по работе или прервать oбyчeниe. Причем, несмотря на отсутствие специальной статистики, практика показывает, что мужчины чаще женщин демонстрируют такой тип пoвeдeния. Кроме того, люди с аналитическим складом ума в меньшей степени склонны к откладыванию на завтра важных дeл. Большую роль также играет пpивычкa. Если выработалось ответственное отношение, то человеку будет проще пересиливать лень и инерционные силы бeздeйcтвия.

Психологи советуют научиться разрабатывать стратегии личных дocтижeний. Например, составлять планы и учиться их пpидepживaтьcя. Назначать сроки, придумывать поощрения и накaзaния. Причем, чем реалистичнее поставлена задача, тем больше шансов ее дocтичь. Большую цель проще разбить на несколько маленьких, и достигать ее небольшими шагами, помня о японской поговорке, что растет медленно, растет хоpoшo. Еще важно уметь избавляться от раздражающих факторов, например, выключать телефон, в том числе и мобильный, а также удалить с компьютера все игрушки, если простаивают важные дeлa.

Переносный смысл

Когда переносишь все на последний момент, казалось бы, облегчаешь себе жизнь. Думаешь: да ладно, еще часок поваляюсь… ну что случится, если я это сделаю завтра? А когда этот момент наступает, думаешь: ну почему я не сделала все заранее?! То убиваешь время, то не знаешь, где его найти. Знакомо?

Тему этой статьи я придумала, когда “последнего момента” у меня уже не оставалось. Редакция на планерке, а я сижу дома и судорожно сочиняю в пустоту звучные темы для номера, который уже обсуждают. Вот так оглянулась я на свою жизнь: подготовка к экзамену – в последнюю ночь, выполнение месячного объема работы – за десять дней, грамматика испанского языка – за двадцать, диплом – за неделю… Иногда мне кажется, что это нормально – ведь так живу не только я. В общем, я решила разобраться с привычкой все откладывать… Серьезно разобраться, для себя и для общества.

У истоков

Чаще всего это болезнь молодости: “От сессии до сессии живут студенты весело”. Общий фон – чего париться, вся жизнь впереди! В студенческие времена делать все в последний момент было абсолютно естественно. Мысли о том, что подобное поведение требует коррекции, за все время учебы в институте не посетили меня ни разу, и склонность все откладывать отправилась вместе со мной во “взрослую жизнь”.

Кроме того, эта зловредная привычка, возможно, связана с чисто российским менталитетом, который четко выражен в известной пословице: “Пока гром не грянет…” Даже фонетика выдает в нас любителей повременить. Английское слово time четкое и упругое, немецкое Zeit похоже на звук секундной стрелки. А наше слово какое-то смягченное, растянутое – “вре-е-е-мя-я-я”. И даже в слове “успех” спрятались “успевать” и “спешить”.

Ну и есть еще, конечно, такая штука, как романтика последнего момента. Мысль о том, что я способна за ночь справиться с задачей, рассчитанной на неделю, греет душу. С другой стороны, я успела получить столько комплиментов этой своей реактивности, что гордиться этим больше неинтересно. От страха все провалить и от осознания того, что откладывать решительно некуда, мозг начинает работать с тройной силой. Это неплохо, конечно, но получается замкнутый круг. После панической умственной работы мне еще очень долго не хочется приступать к делам. В итоге я переношу их до следующего последнего момента… Ну и так далее.

В минусе

Пока подобная ситуация комфортна для тебя, нечего и думать о переменах. Ведь, как только признаешь “последний момент” проблемой, нужно будет что-то предпринимать. Что-то не хочется… А если на то пошло, лучше уж завтра! Проследи, как сказываются постоянные поблажки самой себе на твоих успехах.

1 Во всех восточных практиках дела, которые планируются и не исполняются, приравниваются к непосильной ноше. Больше всего энергии уходит впустую, когда мы не осуществляем то, что запланировали, и планируем то, чего никогда не осуществим. Внутренние энергетические резервы разоряет чувство вины, которое сопровождает такое ущербное планирование. Чем больше дел, висящих в воздухе, тем меньше у тебя сил на то, чтобы их наконец свершить.

2 Существуют дела важные и срочные. Как правило, важные дела, если их долго откладывать, трансформируются в срочные. В итоге пропадает ощущение, что ты принадлежишь самой себе. Все чаще ты кому-то должна.

3 Как показывает практика, чем ближе к “последнему моменту”, тем насыщеннее становится личная жизнь. Всю неделю ты упорно бездельничала. Однако в день, когда ты наконец вынуждена посвятить себя выполнению некой задачи, зазвонит телефон, организуется встреча одноклассников, тебя пригласят на вечеринку, в кино или на романтический ужин. И придется отказать.

4 В процессе работы нашему вниманию открываются новые аспекты дела, возникают неожиданные идеи, в голову приходят нестандартные способы решения задачи… Но если на это нет времени, пользуешься самыми элементарными методами получения результата. Наверняка и ты не раз отказывалась от оригинальности ради скорейшего финала.

Что с тобой?

В психологии есть термин, определяющий процесс невыполнения дел заранее. Слово не слишком благозвучное, но тем не менее… Прокрастинация – эмоциональная реакция на важные вещи в твоей жизни. И если ты решила что-то в себе изменить, прежде всего разберись, какие эмоции вызывают у тебя дела, которые ты откладываешь.

Чаще всего причина упорного ничегонеделания – это страх или неуверенность в себе. Ты откладываешь подготовку к экзамену – потому что боишься его завалить. Или никак не отправишься к гинекологу, потому что сто лет у него не была и опасаешься услышать что-нибудь неприятное.

Иногда, прежде чем приступить к выполнению задачи, надо четко для себя решить, что ты должна делать и как. В результате от вечной прокрастинации часто страдают перфекционисты. Они то ждут вдохновения, то идеальных стечений обстоятельств; то сомневаются, смогут ли соответствовать своим представлениям о том, насколько идеально все должно быть сделано.

Тяжелее всего приходится мечтателям. Для них строить планы гораздо приятнее, чем их осуществлять. Мыслями – впереди, делом – сзади… Согласись, не самая лучшая жизненная позиция.

Иногда мешает излишняя импульсивность, которая выражается в неправильной расстановке приоритетов. Это когда ты, вместо того чтобы писать реферат, вдруг загораешься идеей сделать дома перестановку. А в процессе не замечаешь, как быстро летит время.

Если ты готова бросить все ради очередной тусовки с друзьями, значит, у тебя проблемы и с внутренней мотивацией. Тут есть два выхода: либо прими это (если можешь себе позволить такой образ жизни), либо займись проработкой своей системы ценностей.

Самый пагубный вид прокрастинации тот, при котором человеку в принципе не нравится работа, выбранная им. Если ты замечаешь непреодолимое отвращение к откладываемому делу и к своим обязательствам в целом, то надо подумать о том, что надо срочно менять само занятие.

Это лишь некоторые из мотивов подобного поведения. В реальности их намного больше – и у каждой из нас свои. Ясно одно, прокрастинация является лишь следствием. Потому бороться надо не с ней, а с истоками проблемы.

Исключи лишнее

Многие из нас буквально завалены “кармическими долгами” – делами, которые откладываются и откладываются. Некоторые из них взрослеют с нами, живут от понедельника до понедельника, всегда рядом из года в год. Устрой ревизию этим “путешествующим” делам – выпиши их все на лист бумаги. Потом хорошенько подумай, готова ли ты предпринять конкретные шаги по их осуществлению прямо сейчас. Вот хотя бы завтра. Спровоцируй момент истины, не ври себе: если ты уже пятый год пытаешься выучить английский и все никак, скорее всего, надо вычеркнуть его из списка. Возможно, у тебя просто нет четкой мотивации. По крайней мере, пока. Пусть лучше такие дела уйдут из твоей жизни вовсе, чем будут волочиться за тобой без права на реализацию. А те, что ты посчитаешь важными и необходимыми, надо исполнить. Реши для себя, что каждый день будешь делать хотя бы что-то для их осуществления. Собственно, с этого и стоит начать работу над собой. Только начни – и ты поразишься, какой заряд энергии будет давать тебе каждое завершенное дело! Ты почувствуешь освобождение, гордость, легкость. Это позволит тебе скорректировать отношения с новыми делами.

И уже потом можно продолжать блюсти деловую чистоту. Для того чтобы не возобновлять свою “накопительную систему”, впредь старайся не откладывать на завтра то, что можешь сделать сегодня.

Начни сейчас!

Посвяти 10 минут анализу своего нежелания приступить к намеченному делу прямо сейчас. Чаще всего большая часть работы кажется нам нейтральной. Тормозят какие-то частности, нюансы. Например, в процессе необходимо позвонить какому-нибудь неприятному человеку. Или ты забыла, куда положила все необходимое для работы. Или не умеешь оформлять шапку документа… Вариаций множество, но их объединяет одно: все эти препятствия – полная ерунда, легко решаемые вопросы. Именно с этими проблемами надо покончить в первую очередь. Потом дело пойдет легче.

Начинай с того, что совсем не страшно. Главное – приступить к выполнению. Школа вбила в нас представление о том, что все надо делать последовательно. Учитель всегда знает маршрут, который нужно отмаршировать, понимает, какими знаниями должен располагать ученик, чтобы двигаться дальше. В жизни все иначе: тут знаем, тут не знаем, а здесь вообще никто никогда не знал, что надо делать. В таких случаях поступать лучше не как в школе, а как на съемочной площадке. Ни для кого не секрет, что фильмы снимаются нелинейно. Сегодня есть такие-то актеры, удачно идет сезон дождей? Значит, снимаются те сцены, для которых нужны именно эти люди и погодные условия. Начни с того, что тебе известно. Выбери фронт работы, для которого все есть. Чем больше понятных тем закрывается, тем яснее становятся задачи, которые выводили из себя своей неопределенностью.

Планируй, как Франклин

Твои шансы на успех в борьбе с “последним моментом” взлетят до небес, если ты займешься планированием. Это метод не для всех, однако попробовать стоит. Или хотя бы ознакомиться с основными принципами подобной практики.

Начать лучше с мыслей о том, к чему ты стремишься в итоге. Сложно быть организованной и целеустремленной, если не знаешь, для чего это нужно. Система планирования Бенджамина Франклина подразумевает не только ежедневные заботы. Первая ступень пирамиды под названием “Успех” начинается с определения главных жизненных ценностей. Например, материальный достаток и социальный статус. Или замечательная семья. А может быть, богатство и слава? Или служение человечеству? Второй этап – определение глобальной цели. Это детское “кем ты станешь, когда вырастешь”. Затем следует генеральный план достижения цели, то, без чего невозможна реализация всего предыдущего. Например, чтобы стать известной певицей, надо как минимум уметь петь. Далее конкретики становится больше: надо составить план на пять лет, на месяц, а потом на грядущий день. Ключевой вопрос самой себе: “Что я могу сделать для достижения цели в ближайшие годы, в следующем месяце, завтра?” Таким образом ты поймешь, чего хочешь, определишься с тем, что надо делать, и станешь реже откладывать по-настоящему важные дела. Составить план не так сложно, а вот следовать ему – другое дело. В этом тебе помогут советы бизнес-тренера Дарьи Трепольской:

“Чтобы планы выполнялись, они должны быть конкретными. Часто мы не можем оценить результат своих действий. Возникают вопросы без ответа: “Зачем я должна делать это именно сейчас? Что мне это даст? Почему лучше не откладывать?” Должна быть практичная измеримость действия, грубо говоря, выгода для тебя лично. Еще важно оценивать свои силы и реалистично относиться к внешним обстоятельствам. Кроме того, нам очень мешает привычка не ограничивать себя во времени. Это звучит так: “Эх, надо бы сделать…” Выходит, можно не торопиться – и появляется соблазн перенести это дело на потом.
Итак, любое твое намерение должно быть:

конкретным;

измеримым;

достижимым;

реалистичным;

временным (ограниченным во времени)”.

А я для себя придумала такую игру под названием “Материализация мыслей”: как пришла мысль сделать что-нибудь, надо брать и делать в ту же секунду. Не хочешь делать – не думай об этом. А если уж подумала, то выполняй. Тогда отговорки отпадают автоматически. И миллион мелких дел, которые я бы с удовольствием перекинула в какое-нибудь обозримое будущее, делаются легко и быстро. Многие крупные дела без промедления переходят в стадию реального процесса. Я делаюсь менее ленивой и статьи сдаю вовремя. А ведь в этом как раз смысл всего вышеизложенного!

Благодарим тренинговую компанию “Сити-Класс” за помощь в подготовке материала.

КОММЕНТАРИЙ ИРИНЫ ХАКАМАДЫ:

“Если я замечаю, что какое-то дело откладываю уже не раз и не два, то начинаю задумываться, так ли оно для меня важно. Cуществует два варианта. Когда сильно не хочется что-то делать – значит, и не нужно. И когда сильно не хочется, но – надо. Во втором случае я провоцирую исполнение дела: звоню секретарю, чтобы она запланировала встречу, которую я откладываю. А там уже деваться некуда. Но есть еще один вариант: очень надо что-то сделать и хочется это осуществить, но не получается, не идет дело. В этом случае лучше отдать решение вопроса Космосу, то есть отпустить ситуацию, не думать о ней. Надо быть гибким и уметь лавировать между планированием и спонтанностью. Нельзя насиловать естественный ход жизни. Нужно понимать, какие дела можно перепоручить, если вы не справляетесь чисто физически. Не надо все взваливать на себя, должен быть хоть один помощник. Это меня лично очень выручает и спасает от того самого “последнего момента”, о котором мы тут говорим”.

По ту сторону дедлайна


Приближение дедлайна — совершенно особое состояние, знакомое каждому офисному работнику. Да, собственно, не только офисному, и не только работнику: впервые с такой особенностью нашей цивилизации как «дедлайн» мы встречаемся еще на студенческой или даже школьной скамье. Многие помнят эти ощущения неизбежной бессонной ночи и состояние обреченного стресса. Работу сделать, кажется, невозможно, но не сделать — тоже нельзя. И делали! Наша работа — это унылое «тление» энергетической и психической энергии, прерываемое краткими вспышками дедлайнов. Патологическое отношение к дедлайну — вещь чрезвычайно распространенная среди офисных работников. В этой статье мы попробуем разобраться в некоторых особенностях «дедлайновой» психологии.


Истоки страха перед дедлайном

Для начала — несколько цифр. По словам кандидата психологических наук Тимофея Нестика, примерно 20% офисных работников — хронические тянульщики, или, по-научному, прокрастинаторы. Прокрастинатор — это человек, склонный искусственно затягивать выполнение работы и постоянно откладывать дела «на потом». Именно такие люди обычно делают всю работу накануне дедлайна. 10% тянульщиков, по оценкам американских психологов, — это так называемые arousal procrastinators, тянульщинки от возбуждения. Эти сотрудники откладывают работу на последний момент, потому что им проще работать в состоянии стресса как необходимом источнике психической энергии, как горючем в их психосоматическом моторе. Для таких людей нет стресса — нет работы.


Всем прокрастинаторам свойственны тревожность, депрессивное состояние, низкая самооценка. Они очень импульсивны. В целом, причина «сдвинутого» поведения человека в преддверии дедлайна — не просто неумение организовывать свою работу и планировать время, а более глубокие, личностные особенности.


Полиактивность и моноактивность

Одна из причин, видимо, заключается в том, что одни люди полиактивны, а другие — моноактивны. Одни — склонны выполнять несколько дел одновременно и живут как бы в нескольких временных ритмах. Другие — могут эффективно выполнять только одно дело. Другие два показателя, по которым различаются большинство людей, — это степень ориентации на будущее. Одни — живут сегодняшним днем, другие — строят далеко идущие планы на будущее. По этим двум шкалам Тимофей Нестик выделяет 4 типа сотрудников по их отношению к дедлайну.

1) Коммуникаторы ориентированы на настоящее, а не на будущее, и на одновременное выполнение как можно большого количества дел. Для них важен успех всего проекта, а не отдельной задачи, процесс движения к цели, а не поэтапное достижение локальных результатов. Такие люди обычно не очень следят за дедлайнами и могут оказаться в положении, когда всю работу придется доделывать в короткий срок.

2) Визионеры отличаются высокой ориентацией на будущее. При этом они полиактивны и могут делать много дел одновременно. Для них важно не соблюдение сроков, а конечная цель. Здесь тоже есть опасность забыть о текущих делах под влиянием увлеченности мыслью об окончательном результате.

3) Стратеги очень серьезно относятся к срокам. Они моноактивны и ориентированы на будущее. Они постоянно сверяют реальное движение с графиком. Если сравнить проект с поездом, который движется к цели, то можно сказать, что стратеги смотрят на карту, а не в окно. Им легче ориентироваться в утвержденных планах, чем в реальных событиях. Стратеги не могут быстро подстроится под перемены. Им легко спланировать проект, но трудно проконтролировать выполнение сроков всеми участниками.

4) Гонщики монокативны и ориентированы на настоящее. Продолжая нашу метафору, можно сказать, что, в отличие от стратегов, гонщики как раз «смотрят в окно движущегося поезда», следят за реальными процессами. При этом они не видят конечной цели, поэтому им кажется, что нужно как можно быстрее сделать первую задачу, чтобы начать вторую.

Основные конфликты в ходе работы возникают, как правило, между визионерами и гонщиками, или между коммуникаторами и стратегами, так как эти типы по ключевым параметрам наиболее резко отличаются друг от друга.


По материалам «Headhunter Magazine»

Не откладывай на завтра: ужас дедлайна


Не откладывай на завтра: ужас дедлайнаТы в течение месяца собираешься сесть на диету "с понедельника". Но каждый раз что-то мешает – то день рождения подруги, то наличие пирожных в магазине, то плохое настроение. Ты идешь на свидание, обещая, что сегодня вечером (или лучше – завтра) сядешь за отчет. Следующей ночью ты будешь пить кофе, бегать по квартире с криками "у меня аврал!" и в срочном порядке делать то, что можно было осуществить давным-давно.

Ты – тянульщица, или прокрастинатор (от английского procrastinator), - человек, склонный медлить в принятии решений, оттягивать и откладывать все дела на потом. Есть масса путей, ведущих к неудачам, но этот – самый эффективный.

По мнению психологов, 20% людей признаются себе в том, что они хронические тянульщики. Откладывание на потом для них - образ жизни.

Отличительные черты прокрастинатора очевидны – он либо вообще ничего не делает, ожидая более благоприятных обстоятельств, либо делает, но не до конца. Кредит выплачивается не вовремя, билетов на концерт не хватает, подарки покупаются день в день, а начальник обвиняет в неорганизованности и безответственности. И что характерно - причины, объясняющие подобное поведение, есть всегда, причем зачастую они связаны с внешними обстоятельствами – не было времени, болела, забыла, не успела.

Согласно последнему исследованию, 47% нашего времени, проведенного в интернете, посвящено откладыванию работы.

Специалисты заявляют, что проблема затягивания далеко не всегда связана с ленью и неумением распределять свое время. Однако тянульщиками не рождаются – ими становятся. Что же заставляет людей добровольно отказываться от успеха?

1. Авторитарность родителей

Прав был Фрейд, все проблемы родом из детства. Затягивание может быть ответом на авторитарный стиль воспитания родителей. Жесткий, деспотичный папа не дает развиться способностям ребенка управлять самим собой, упорядочивать свою жизнь. В результате ты протестуешь и идешь за поддержкой к друзьям. А те, в свою очередь, оказывают медвежью услугу, прощая тебя за нарушенные обещания и вечные опоздания "по очень уважительной причине".

2. Боязнь неудачи

Пожалуй, это основная причина затягивания дел. Ты боишься, что не справишься с поставленной задачей, опасаешься, что у тебя не хватит способностей, умений или времени.

"Уж лучше не делать вовсе, чем выглядеть глупой неумехой", - думаешь ты. Заниженная самооценка, неуверенность в себе – вот что тебе мешает.

3. Перфекционизм

Ты не приемлешь средних результатов. Если уж браться за дело, то выполнять его безупречно. Стоит заметить, что люди, которые делают все возможное, чтобы победить, не откладывают свои дела. Делают это те, кто пытается добиться результата для того, чтобы быть хорошимумнымисполнительным в глазах других. Они уверены, что без идеального результата их никто не будет любить и ценить. Выяснив же причины перфекционизма, можно смело возвращаться к первому пункту.

Не откладывай на завтра: ужас дедлайна4. Нежелание контролировать

Есть люди, которых бросает в дрожь от слов "планирование" и "самоконтроль". Ах, я вся такая внезапная и непредсказуемая! Зачем контролировать себя, планировать что-то заранее, когда можно поддаться мимолетному порыву, импульсу и упорхнуть в противоположном направлении? Если это про тебя, ты не желаешь думать о завтрашнем дне и брать на себя какие-то обязательства, твои приоритеты – это сиюминутные желания. Если, делая генеральную уборку, ты решишь протереть монитор компьютера, ты его тут же включишь, обязательно проверишь почту, затем начнешь отвечать на письма, а кончится все двухчасовой болтовней по "аське".

5. Неясные цели

Если твой начальник не обозначил, в каком направлении нужно двигаться, зато объяснил, что приоритетов нет, и все главное – ты оказываешься в полной растерянности и стараешься оттянуть выполнение неясных задач. Ты просто не знаешь, с какой стороны подойти к проблеме, а, как натура нерешительная, боишься брать на себя ответственность. Зато в итоге ты оказываешься ни в чем не виновата, это ведь Пал Палыч ничего не объяснил.

6. Неверные убеждения

Тебе кажется, что если загнать тебя в рамки, ты можешь выполнить работу намного лучше. Такое мнение частенько встречается среди прокрастинаторов. Однако это не что иное, как заблуждение. Работа, выполненная в последний момент, в состоянии стресса, о котором Клео уже писал, как правило, отличается низким качеством.

Миф о всемогущем "дедлайне" можно услышать от людей творческих. Они тянут до последнего в ожидании вдохновения. Помнишь, как у Высоцкого: "Меня сегодня муза посетила, немного посидела и ушла"? Муза уходит, а невыполненная работа остается.

7. Лень и отсутствие интереса

Ну нет у тебя желания заниматься уборкой, вместо этого хочется поваляться на диване с пультом от телевизора и интересной книжкой. Нам свойственно откладывать "на потом" неинтересные и скучные занятия, особенно если речь идет о таких жутких вещах, как поход к зубному – это дело мы, как правило, откладываем и откладываем.

Исследования показывают, что прокрастинаторы чаще испытывают стресс, в результате чего они чаще страдают от бессонницы, простудных заболеваний и проблем с желудком. Кроме того, они чаще курят и пьют.

Проблема затягивания для многих актуальна, а все, что актуально, активно обсуждается не только на форуме Клео, но и в ЖЖ. Так, юзер rikki-t-tavi называет себя знатным прокрастинатором и мудро замечает, что "отложенные вещи обладают способностью неверно отражаться в накопителе души. Каждое мысленное воспоминание и отгоняние этой мысли прибавляет делу несуществующей сложности и тяжести". Поэтому прекращаем заниматься самообманом и начинаем бороться с вредной привычкой!
.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments