becky_sharpe (becky_sharpe) wrote,
becky_sharpe
becky_sharpe

Category:

Искусство, тетя, в большом долгу

Вчера я наконец-то дочитала Духлесс. Ну, что вам сказать... Как фаст-фуда наелась. Пришлось потом мыть свой духплюс, - полночи перечитывала Веру Панову. Чудесная книжка "Сережа". Фестал для души, объевшейся чебуреков на машинном масле.
И дело даже не в том, что Минаев - морализатор. А я терпеть не могу морализаторство в литературе. Довлатов чудно сказал про писателей и рассказчиков. То есть, если ты не Лев Толстой и не нравственный гений, хули ты жить учишь. Ты, бля, рассказывай, без своего отношения. А мы сами разберемся, если сможешь задеть нас за самое главное. 
Минаев ИМХО это не проза, и все тут. Это не талантливо. Это эссеистика, наклееная на подобие сюжета, это связное и порой даже остроумное выкладывание мыслей на бумагу. Но проза - это другое. Из прозы-ПРОЗЫ (Панова, Бруштейн - это великая проза) мысль не торчит, как пружина из старого матраса. Даже трехгрошовая Робски, как ни странно, больше проза, нежели Минаев. Она рассказывает - пусть в три притопа, пусть в два прихлопа, пусть про жизнь, о которой знает ровно столько же, сколько я - о гене имуносовместимости, но РАССКАЗЫВАЕТ. А не кормит своими мыслями и рассуждениями. И еще - у Минаева можно вырезать любой абзац, вырывать любую страницу, - книгу это не испортит. Никто и не заметит. Салтыков, кажется, Щедрин, как-то у одного автора вымарал целое действующее лицо, и - без ущерба повествованию. А у Веры Пановой - каждый абзац - продуман. Каждый - зачем-то нужен, и вычеркнуть нельзя НИЧЕГО. Там нет случайного словоизвержения. На облик персонажей - Лукьяныча, тетю Пашу, капитана  - она тратит по два обзаца, (на кого-то три строки), но все они - живые, я их вижу. У Робски, Минаева - все они мертвые, неживые куклы. Было в старой советской литературе такое определение: "Мастер психологического портрета". Так вот, чтобы стать таким мастером надо ИНТЕРЕСОВАТЬСЯ ЛЮДЬМИ. А эти граждане писатели ковыряются в себе, и даже отличный критик Москвина написала плохой роман только с двумя блестящими кусочками, потому, как мне кажется, что ковырялась в себе, в своих тараканах, рубцах и шрамах...
 Единственная книга про Позитив и Московию, которую я люблю и перечитываю - это почему-то совершенно не распиаренные "Московские сказки" Кабакова. Это и язык, и образ, и так, как он чувствует гламур и позитив, не чувствует никто. К тому же, отличный язык. После его текстов не требуется умываться качественной прозой, за что ему огромное спасибо. 
Вчера я послала в Швецию своему БФ "Сережу" Пановой. Он читал полночи, грустил об ушедшем детстве, клялся, что будет понимать детей, буде таковые случатся, словом - захотелось быть хорошим. Не потому, что Панова заклеймила бездуховных взрослых. А потому, что эта литература сама чистит душу. 
"А душа - уж это точно, ежели обожжена, справедливей, милосерднее и праведней она".
И миль пардон за банальность, все высокие истины - банальны.   
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments