Еще одно лыко в строку от Лидии Гинзбург. Именно это я доказывала своему издателю. Мы, понимаешь ли, бодались, должен ли в современном романе быть четкий лихо заверченный сюжет или нет. Я талдычила, что лихо заверченные сюжеты фальшивы. В жизни же так не бывает.
Вот Сергей Довлатов, «Заповедник», какой там сюжет? Да нет его там. Мужику лень работать на свет в семье. Жена устала от равнодушия и уехала. Переоценка ценностей, да простите мне это мерзкое выражение. Осознание. Воссоединение. Это жизнь, as her's own. В смысле, как таковая.
Так что, дорогой Юрий, это Гинзбург специально для Вас.
«Момент выдумки необязателен для литературы (может быть, для искусства вообще). Первичны и обязательны моменты выборки (отбора) и пропуска — это две стороны процесса художнического изменения материала. Каждый сознательный и целеустремленный пропуск части признаков при изображении предмета является уже рудиментом искусства (какие бы он ни преследовал практические цели)». Лидия Гинзбург.